Александр Ушаков: Построить можно все
16 ноября 2013
«Северная верфь» была специально построена для выпуска кораблей военно-морского флота Российской империи. За свою многолетнюю историю завод сдал более 500 судов различного предназначения, в том числе для ВМФ СССР и России. При этом для реализации военных проектов использовалось только самое современное вооружение.
РЗ: Александр Владимирович, как вы считаете, на каком корабле лучше ходить на сомалийских пиратов, на «Бойком» или на «Новой Голландии»?
Все-таки на «Бойком», конечно, получше.
РЗ: Почему?
Потому что он меньшего водоизмещения, развивает большую скорость, оружие больше приспособлено для борьбы с пиратами, есть катера… Так что на этом корабле удобнее бороться с пиратами.
РЗ: А на каком корабле комфортнее самому экипажу?
Все-таки корабль Королевских ВМС Нидерландов в несколько раз больше водоизмещением, и помещения там больше. В «Бойком» 2000 тонн.
РЗ: А сколько человек в команде?
Здесь девяносто девять человек.
РЗ: И нет женщин?
Пока нет. (Смеется.)
Потому что он меньшего водоизмещения, развивает большую скорость, оружие больше приспособлено для борьбы с пиратами, есть катера… Так что на этом корабле удобнее бороться с пиратами.
РЗ: А на каком корабле комфортнее самому экипажу?
Все-таки корабль Королевских ВМС Нидерландов в несколько раз больше водоизмещением, и помещения там больше. В «Бойком» 2000 тонн.
РЗ: А сколько человек в команде?
Здесь девяносто девять человек.
РЗ: И нет женщин?
Пока нет. (Смеется.)
РЗ: Интересно, а вы когда-нибудь собираетесь изменить это правило?
О, это вопросы к военно-морскому флоту. Будут они сюда женщин селить или нет. Но сейчас условий для проживания женщин на корабле нет. Здесь санитарно-бытовые помещения рассчитаны только на мужской персонал, конечно. А у голландцев, датчан, немцев давно уже по пол-экипажа женских.
РЗ: А здесь есть медицинский центр?
Да, конечно.
РЗ: И какие-то операции могут проводиться?
Самые простые: оказание помощи раненым, лечение простуд. Стоматолога нет.
РЗ: Александр Владимирович, каким кораблем вы действительно гордитесь?
Вообще «Северная верфь» построила семнадцать эскадренных миноносцев проекта 956, это 17 кораблей для военно-морского флота России и Советского Союза, 4 корабля для военно-морского флота Китая. Это корабли, которыми может гордиться «Северная верфь». И следующий корабль, я думаю, будет фрегат проекта 22350.
РЗ: Для какой страны?
Он для России, конечно. Этот корабль — проект 20380, и он не продается. Но есть его аналог, проект 20382 «Тигр» — это его экспортный вариант.
РЗ: А чем они отличаются?
Отличаются, естественно, оружием. Дальностью оружия, скоростью, могут быть различные модификации. Например, можно предложить проект без гидроакустики, можно предложить без ударного комплекса, в зависимости от того, какие задачи этот корабль будет выполнять — охранять прибрежную зону, водные ресурсы или еще что-то, тут можно по-разному манипулировать составом вооружения корабля.
РЗ: А Китай заинтересован в покупке кораблей?
Китайцы сейчас сами строят корабли.
РЗ: То есть они взяли наш корабль, разобрали…
Да, можно и так сказать.
РЗ: То есть они наши корабли скоро будут продавать другим странам?
Почему наши корабли? Уже свои корабли… Это не только касается кораблей, но еще касается и оружия.
РЗ: Что Россия собирается с этим делать?
Я думаю, что ничего не сделаешь. Ничего не докажешь. Построили — и построили, изменили что-нибудь, и всё — это уже другой корабль.
РЗ: А вообще Россия строит авианосцы?
Пока не строит.
РЗ: России проще купить или построить самой авианосец?
Я думаю, что, во-первых, никто России авианосец не продаст, это надо строить самим. И Невское проектно-конструкторское бюро сейчас работает над проектом авианосца. Но должно быть политическое решение, финансирование.
РЗ: У нас действительно есть специалисты, которые могут построить современный авианосец?
А почему нет? Конечно, построят. И мы можем построить, и «Севмаш» может построить и калининградский «Янтарь» тоже. Построить можно всё.
РЗ: Что Дмитрию Олеговичу Рогозину понравилось внутри корабля? На что он обратил внимание? Что ему действительно подняло настроение?
Никаких резких замечаний он не высказывал. Я думаю, что корабль чистый, хороший, новый и современный. Но он сравнивает с голландским фрегатом, конечно, этот поменьше, поуже, насыщеннее. А так, — в принципе, — никаких замечаний не было.
РЗ: А вообще сложно вот так кораблями отчитываться перед руководством?
Если ходить один на один, то не сложно. А когда еще идут человек пятнадцать и каждый задает глупые вопросы — вот это уже сложно. Пример могу привести. Вот на этом корабле очень хорошая система кондиционирования, холод создается, проветривается помещение, работают кондиционеры. Экипаж с утра весь простыл, взяли и отключили кондиционеры. Вот зашли сейчас на корабль и спрашивают: «Почему сейчас так жарко?» Я спрашиваю у командира бригады: «Почему кондиционеры не работают?» Говорит: «Мы их выключили». А окружение говорит: «Вот видите, на голландских кораблях прохладно, а у нас на корабле жарища». А на самом деле потому жарко, что кондиционер выключили.
РЗ: А зачем его выключили перед приходом начальства?
Потому что замерзли. И потом попробуй доказать, что здесь хорошая система кондиционирования.
РЗ: Может, надо было ее сразу включить?
Сразу включить нельзя. Вы когда в машине включаете кондиционер, он вам сразу не дает холод, он должен проработать, холодноситель должен отработать и т.д. И где-то минут через 15-20 начнет нормально работать система кондиционирования.
РЗ: Если сравнивать с голландцами, у них, например, еда готовится сразу всей команде. Руководящему составу отдельно не готовится ничего. Здесь так же?
Здесь точно так же. Тут нет разницы. Тут просто офицеры обедают в кают-компании, есть кают-компания мичманов и есть столовая команды. Все. А камбуз один и тот же, готовят для всех одинаково.
РЗ: А кто решает, какое название будет у корабля?
Это прерогатива главнокомандующего военно-морского флота. Он присваивает названия. У него есть отдел, который этим занимается. Они поднимают исторические справки, смотрят какие корабли были построены раньше…
РЗ: Почему его назвали «Бойкий»?
Был такой эскадренный миноносец времен Второй мировой войны. До него — эскадренный миноносец 1914 года. А еще раньше был какой-то парусный фрегат «Бойкий». Исторические названия сохраняются. «Бойкий», «Стойкий», «Гремящий» — это не просто так.
РЗ: «Бойкий» может защитить Петербург?
Легко. Это одно из его предназначений — охрана водных ресурсов. У него много функций.
РЗ: Что он может сделать против авианосца?
Авианосцу он может главным ударным комплексом угрожать крылатыми ракетами. Еще корабль может использовать торпедный комплекс, а также артиллериию. Вот эта пушка стреляет 80 выстрелов в минуту на дальность 20 километров. «Бойкий» приспособлен для уничтожения надводных кораблей, подводных лодок, авиации противника, сопровождения десанта и конвоя того же авианосца. Может действовать как в составе группы кораблей, так и один может свободно уходить в плавание, обнаруживать и уничтожать.
РЗ: Какая зарплата у ребят-моряков?
Вы не у меня об этом спрашивайте. Я знаю, что у офицеров зарплата сейчас очень хорошая. Почти все моряки проходят по срочной службе, большинство экипажа — контрактники, у них зарплата 20-30 тысяч.
РЗ: Александр Владимирович, сегодня на «Северной верфи» проходит модернизация. Какие проекты реализуются?
Уже заключен контракт на строительство трех судов тылового обеспечения для ВМФ. 14 ноября, в день 101-й годовщины завода, будет произведена закладка двух кораблей: третьего серийного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков» и первого серийного среднего разведывательного корабля проекта 18280 «Иван Хурс». Принимается решение о техническом переворужении «Северной верфи» и строительстве сухого дока (400 м шириной и 70 м длиной) для строительства грузовозов, судов ледового класса и других кораблей.
О, это вопросы к военно-морскому флоту. Будут они сюда женщин селить или нет. Но сейчас условий для проживания женщин на корабле нет. Здесь санитарно-бытовые помещения рассчитаны только на мужской персонал, конечно. А у голландцев, датчан, немцев давно уже по пол-экипажа женских.
РЗ: А здесь есть медицинский центр?
Да, конечно.
РЗ: И какие-то операции могут проводиться?
Самые простые: оказание помощи раненым, лечение простуд. Стоматолога нет.
РЗ: Александр Владимирович, каким кораблем вы действительно гордитесь?
Вообще «Северная верфь» построила семнадцать эскадренных миноносцев проекта 956, это 17 кораблей для военно-морского флота России и Советского Союза, 4 корабля для военно-морского флота Китая. Это корабли, которыми может гордиться «Северная верфь». И следующий корабль, я думаю, будет фрегат проекта 22350.
РЗ: Для какой страны?
Он для России, конечно. Этот корабль — проект 20380, и он не продается. Но есть его аналог, проект 20382 «Тигр» — это его экспортный вариант.
РЗ: А чем они отличаются?
Отличаются, естественно, оружием. Дальностью оружия, скоростью, могут быть различные модификации. Например, можно предложить проект без гидроакустики, можно предложить без ударного комплекса, в зависимости от того, какие задачи этот корабль будет выполнять — охранять прибрежную зону, водные ресурсы или еще что-то, тут можно по-разному манипулировать составом вооружения корабля.
РЗ: А Китай заинтересован в покупке кораблей?
Китайцы сейчас сами строят корабли.
РЗ: То есть они взяли наш корабль, разобрали…
Да, можно и так сказать.
РЗ: То есть они наши корабли скоро будут продавать другим странам?
Почему наши корабли? Уже свои корабли… Это не только касается кораблей, но еще касается и оружия.
РЗ: Что Россия собирается с этим делать?
Я думаю, что ничего не сделаешь. Ничего не докажешь. Построили — и построили, изменили что-нибудь, и всё — это уже другой корабль.
РЗ: А вообще Россия строит авианосцы?
Пока не строит.
РЗ: России проще купить или построить самой авианосец?
Я думаю, что, во-первых, никто России авианосец не продаст, это надо строить самим. И Невское проектно-конструкторское бюро сейчас работает над проектом авианосца. Но должно быть политическое решение, финансирование.
РЗ: У нас действительно есть специалисты, которые могут построить современный авианосец?
А почему нет? Конечно, построят. И мы можем построить, и «Севмаш» может построить и калининградский «Янтарь» тоже. Построить можно всё.
РЗ: Что Дмитрию Олеговичу Рогозину понравилось внутри корабля? На что он обратил внимание? Что ему действительно подняло настроение?
Никаких резких замечаний он не высказывал. Я думаю, что корабль чистый, хороший, новый и современный. Но он сравнивает с голландским фрегатом, конечно, этот поменьше, поуже, насыщеннее. А так, — в принципе, — никаких замечаний не было.
РЗ: А вообще сложно вот так кораблями отчитываться перед руководством?
Если ходить один на один, то не сложно. А когда еще идут человек пятнадцать и каждый задает глупые вопросы — вот это уже сложно. Пример могу привести. Вот на этом корабле очень хорошая система кондиционирования, холод создается, проветривается помещение, работают кондиционеры. Экипаж с утра весь простыл, взяли и отключили кондиционеры. Вот зашли сейчас на корабль и спрашивают: «Почему сейчас так жарко?» Я спрашиваю у командира бригады: «Почему кондиционеры не работают?» Говорит: «Мы их выключили». А окружение говорит: «Вот видите, на голландских кораблях прохладно, а у нас на корабле жарища». А на самом деле потому жарко, что кондиционер выключили.
РЗ: А зачем его выключили перед приходом начальства?
Потому что замерзли. И потом попробуй доказать, что здесь хорошая система кондиционирования.
РЗ: Может, надо было ее сразу включить?
Сразу включить нельзя. Вы когда в машине включаете кондиционер, он вам сразу не дает холод, он должен проработать, холодноситель должен отработать и т.д. И где-то минут через 15-20 начнет нормально работать система кондиционирования.
РЗ: Если сравнивать с голландцами, у них, например, еда готовится сразу всей команде. Руководящему составу отдельно не готовится ничего. Здесь так же?
Здесь точно так же. Тут нет разницы. Тут просто офицеры обедают в кают-компании, есть кают-компания мичманов и есть столовая команды. Все. А камбуз один и тот же, готовят для всех одинаково.
РЗ: А кто решает, какое название будет у корабля?
Это прерогатива главнокомандующего военно-морского флота. Он присваивает названия. У него есть отдел, который этим занимается. Они поднимают исторические справки, смотрят какие корабли были построены раньше…
РЗ: Почему его назвали «Бойкий»?
Был такой эскадренный миноносец времен Второй мировой войны. До него — эскадренный миноносец 1914 года. А еще раньше был какой-то парусный фрегат «Бойкий». Исторические названия сохраняются. «Бойкий», «Стойкий», «Гремящий» — это не просто так.
РЗ: «Бойкий» может защитить Петербург?
Легко. Это одно из его предназначений — охрана водных ресурсов. У него много функций.
РЗ: Что он может сделать против авианосца?
Авианосцу он может главным ударным комплексом угрожать крылатыми ракетами. Еще корабль может использовать торпедный комплекс, а также артиллериию. Вот эта пушка стреляет 80 выстрелов в минуту на дальность 20 километров. «Бойкий» приспособлен для уничтожения надводных кораблей, подводных лодок, авиации противника, сопровождения десанта и конвоя того же авианосца. Может действовать как в составе группы кораблей, так и один может свободно уходить в плавание, обнаруживать и уничтожать.
РЗ: Какая зарплата у ребят-моряков?
Вы не у меня об этом спрашивайте. Я знаю, что у офицеров зарплата сейчас очень хорошая. Почти все моряки проходят по срочной службе, большинство экипажа — контрактники, у них зарплата 20-30 тысяч.
РЗ: Александр Владимирович, сегодня на «Северной верфи» проходит модернизация. Какие проекты реализуются?
Уже заключен контракт на строительство трех судов тылового обеспечения для ВМФ. 14 ноября, в день 101-й годовщины завода, будет произведена закладка двух кораблей: третьего серийного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков» и первого серийного среднего разведывательного корабля проекта 18280 «Иван Хурс». Принимается решение о техническом переворужении «Северной верфи» и строительстве сухого дока (400 м шириной и 70 м длиной) для строительства грузовозов, судов ледового класса и других кораблей.
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ