Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ

29 августа 2024

Фото: Forbes

Хорошо известно, что в 2023 г. Китай, который доминирует на мировом рынке РЗМ, ввёл экспортный контроль над редкоземельными элементами. Распоряжение будет действовать как минимум до 2025 года. Эта норма предусматривает строжайший контроль над всеми звеньями цепи использования соответствующих материалов, в том числе надзор за процессами добычи, переработки, распределения и экспорта. Экспортёры должны будут раскрывать что, куда и кому поставляется. Процедура будет занимать время и уже усложнила поставки стратегической для США и их союзников продукции. Ужесточение экспортного контроля над редкоземельными элементами также бьёт по производству современных электродвигателей (по электромагнитам), по рынку жёстких дисков, датчиков и по производству электроники. Китай остаётся крупнейшим в мире экспортёром данного вида сырья, удерживая до 70 % этого рынка. В США имеется достаточно разработок — карьеров и шахт — для извлечения содержащей редкие элементы руды, но заводы для переработки отсутствуют. Вся руда из США шла в Китай, откуда в виде чистых элементов или в составе продукции возвращалась обратно.

В том же году события получили еще более стремительно развитие. Китай также является ведущим мировым производителем галлия и германия, например, около 94% мировых поставок галлия поступает из Китая. По ряду оценок, Китай производит до 60% всего мирового германия, который применяется в производстве микросхем, инфракрасной оптике, оптиковолоконных кабелях и космических солнечных батареях. На эти элементы также введен экспортный контроль -китайские и иностранные компании должны получить экспортную лицензию на поставку галлия и германия, а также любых продуктов, содержащих эти материалы. Новое постановление запрещает любому отдельному лицу или организации незаконно получать доступ к редкоземельным ресурсам или наносить им ущерб. Это можно интерпретировать как прямое заявление о государственной собственности на важные редкоземельные металлы, такие как галлий и германий. Примечательно, что заявление о государственной собственности не было частью первоначального проекта, но было включено в окончательную версию, чтобы подчеркнуть контроль над этими стратегическими материалами. Каждая поставка этих материалов из Китая требует одобрения правительства, процесс, который может занять от 30 до 80 дней. В результате экспортный контроль привел к значительному удорожанию этих металлов. Например, цена на германий выросла с 1200 долларов за килограмм в первом квартале 2023 года до 2600 долларов в третьем квартале 2024 года в Европе, что примерно на 115% больше. Последний раз к уровню $2000 за кг цены германия подбирались в 2014 году.

Ситуация с галлием немного «лучше» - его цена «всего» выросла примерно с 300 долларов в начале 2024 года до 530 долларов сегодня, что примерно на 75% больше. GaN и GaAs имеют решающее значение для создания микросхем питания, усилителей радиочастоты, светодиодов и ряда других важных приложений. В результате экспортный контроль особенно повлиял на производство волоконно-оптической продукции, а также военной техники, такой как приборы ночного видения. Отчеты аналитиков указывают на то, что Китай, возможно, накапливает германий, способствуя росту цен. Количество, которое накапливается, остается неизвестным, но считается, что оно составляет значительную часть годового производства Китая. Например, известно, что китайское Национальное управление по продовольствию и стратегическим резервам закупило около 100 тонн германия.

В том же 2023 г. Китай заявил о введении экспортных лицензий для определенных продуктов на базе графита. Речь идет о, фактически, любых формах графита и его производных. Графит нужен, в первую очередь, для изготовления батарей для электромобилей. Китай является крупнейшим экспортером, ему принадлежит 67% рынка. В каждой батарее для электромобиля содержится от 50 до 100 кг графита — он применяется для создания анодов. Еще недавно главным потребителем графита была сталелитейная промышленность. Она остается одним из основных получателей этого вещества. В природе, кстати, графит — минерал из класса самородных элементов, одна из аллотропных модификаций углерода. Кроме Китая, поставляют графит Мозамбик, Мадагаскар и Бразилия. Поставляют его и Австралия с Соединенными Штатами. Но пока что именно КНР является крупнейшим поставщиком, из КНР поступает около 90% графита, который применяется для создания анодов батарей электромобилей и других аккумуляторов. От поставок графита очень сильно зависят южнокорейские компании, которым приходится искать замену. Проблемы возникли и у Японии. Предприятия, пострадавшие от этих мер контроля, выразили обеспокоенность тем, что, если Китай продолжит ограничивать экспорт на текущих уровнях, запасы этих важнейших материалов быстро истощатся, что приведет к серьезной нехватке.


Китай доминирует и в добыче и переработке лития. Значение Поднебесной как промышленного узла по переработке литиевого сырья и производства батарей постепенно растет. По оценкам экспертов, сейчас объем рынка, который принадлежит Китаю, может достигать 80% от глобального объема. Например, примерно шесть из десяти крупнейших производителей аккумуляторов мира находятся в Китае. В Китае сейчас несколько гигафабрик по обработке сырья и производству батарей. На создание объектов аналогичного объема требуется несколько лет и сотни миллионов долларов США. Таким образом, если США или ЕС зададутся целью создать у себя похожие производства, придется ждать много лет — а ведь Китай не стоит на месте, он развивает внутреннее производство и потребление. Более того, китайские компании — совладельцы горнодобывающих предприятий, занимающихся добычей лития в других странах, включая Австралию, Конго, Боливию, Чили, Аргентину. Так что при желании эти предприятия могут направлять ресурс в Китай, закрывая доступ к нему другим странам.
Помимо германия и галлия, Китай уже в текущем году расширил экспортные ограничения на другие материалы, такие как сурьма, которая используется для легирования при производстве полупроводников, а также в военных целях, таких как бронебойные боеприпасы и прецизионная оптика. Согласно последнему годовому отчету Геологической службы США, в 2023 году Китай был крупнейшим в мире производителем сурьмы: в прошлом году его производство составило 83 000 тонн, что составляет 48% мировых поставок и США были крупным покупателем в последние годы Триоксид сурьмы — наиболее важное из соединений сурьмы — в основном используется в огнезащитных составах. А использование триоксида сурьмы в качестве осветлителя в фотоэлектрическом стекле в последние годы растет. По данным Комиссии по международной торговле, США считают сурьму минералом, имеющим решающее значение для экономической и национальной безопасности. С другой стороны, в США не добывалось никакой коммерчески рентабельной сурьмы.

По информации TrendForce этот контроль может быть усилен, и планируется ввести дополнительные ограничения на вольфрам к концу этого года. США не занимаются коммерческой добычей вольфрама с 2015 года, при этом Китай доминирует в мировых поставках вольфрама. Вольфрам, твердость которого почти эквивалентна твердости алмаза, используется в оружии, полупроводниках и промышленных режущих инструментах. Правительство США внесло вольфрам и сурьму в список важнейших минералов. В ответ на эти события компания Black планирует потратить не менее 125 миллионов долларов в этом году на повторное открытие вольфрамового рудника в Южной Корее.

Речь идет не только о редких и редкоземельных элементах. Полем схватки стала и медь. Глобальная цепочка поставок меди состоит из четырех основных этапов: добыча, выплавка и рафинирование, изготовление полуфабрикатов и производство готовой продукции. Медь в основном добывается в Америке и Африке, а затем отправляется на последующую переработку и производство, в основном в Китай. По данным WoodMac, с 2000 года на Китай пришлось 75% роста мировых мощностей по выплавке меди.

Протекционистские меры правительств по отказу от поставок важнейших китайских полезных ископаемых, включая медь, из-за проблем энергетической безопасности противоречат принципам рыночной экономики и могут серьезно задержать энергетический переход, считает Wood Mackenzie. По словам директора по глобальным исследованиям в горнодобывающей промышленности WoodMac Ника Пикенса, сценарий без участия Китая в цепочке поставок меди потребует «существенного увеличения перерабатывающих мощностей для достижения целей энергетического перехода».

«По нашим прогнозам, в течение следующего десятилетия за пределами Китая спрос на медь увеличится на 8,6 млн тонн», — утверждает он. Этот спрос соответствует 70% мощности плавильных заводов и 55% мощности по производству полуфабрикатов в остальном мире. По данным WoodMac, для замены китайских поставок потребуются новые мощности по выплавке и рафинированию с требуемым объемом инвестиций около 85 млрд долларов. WoodMac заявила, что «значительные инвестиции» Китая в секторы переработки и производства полуфабрикатов «создают серьезные проблемы для безопасности мировых поставок меди».


Действия Китая, несомненно, являются ответом на экспортные правила США, ограничивающие доступ Китая к передовому оборудованию для производства полупроводниковых пластин, необходимому для производства микросхем с техпроцессом менее 14 нм / 16 нм. В течение последних нескольких лет американцы постарались лишить КНР доступа к литографическим машинам, необходимым для выпуска чипов по нормам современнее 14/16 нм, которые применяются для обучения нейросетей и поставляются американскими гигантами вроде Nvidia, AMD, Intel. Экспортные ограничения, введенные США, нацелены на сдерживание развития в Китае производства передовых микросхем, которые, как опасаются американцы, могли бы найти применение в ВПК КНР. Впрочем, американские ограничения не мешают КНР предпринимать на протяжении уже нескольких лет серьезные усилия по формированию разветвленной технологической экосистемы разработчиков и поставщиков, оказывает активное содействие различным исследовательским проектам, которые в перспективе позволят ведущим китайским полупроводниковым компаниям наладить внутреннее производство ключевых исходных материалов и комплектующих — кремниевых пластин, критических химикатов, промышленных газов и т. д. Совсем недавно в этом году Huawei и SMIC запатентовали технологию производства 3-нанометровых полупроводников. Это самый топовый техпроцесс – он используется, в основном при производстве чипов Apple, Qualcomm и MediaTek на фабриках TSMC.

Китай заявляет, что, ужесточая контроль над редкоземельными элементами, он стремится защитить свои промышленные интересы от международного давления. Отраслевые наблюдатели за пределами Китая считают, что страна может использовать экспортный контроль в качестве рычага в переговорах с США, Европой и Японией. Однако, достаточно очевидно, что все эти события являются ранними признаками более широкой геоэкономической фрагментации — политически обусловленного разворота от экономической интеграции, центральным компонентом которой являлась международная торговля, к экономической независимости каждого «блока» друг от друга. Эти геополитические сдвиги фундаментально меняют правила игры в сфере экономики, долгосрочные стратегии все больше фокусируются на самообеспеченности, безопасности и контроле цепочки поставок.

Автор публикации: эксперт журнала Редкие Земли, сотрудник ОКБ Астрон, эксперт РНФ Наумов Аркадий Валерьевич.

ТЕГИ: РЗМ , Китай , сша
Все новости