УЗНАЙ РОССИЮ, ПОЛЮБИ СВОЮ СТРАНУ
3 июня 2019
Любовь к своей стране возникает не только от того, что мы гордимся её военной мощью. Любовь к большой Родине проецируется через любовь к своей родине малой. К своему селу, опушке леса, цветочной поляне, к людям, живущим рядом с тобой, к бабушке и дедушке. Несколько лет назад Екатерина Аверкиева придумала оригинальный конкурс «Расскажи миру о своей России», где дети говорят о дорогих своему сердцу местах, о простых вещах, которые они любят. Тем самым признаваясь в любви к Родине. Екатерина Аверкиева сделала этот конкурс по велению сердца, ей не приказывали сверху, не просили властьимущие. Просто она посчитала, что, поучаствовав в конкурсе,детские души раскроются, и через рассказ об окружающем их мире придет к ним понимание истинной любви к своей Родине.
Обо всем этом Екатерина Аверкиева рассказала журналу «Редкие земли».
Обо всем этом Екатерина Аверкиева рассказала журналу «Редкие земли».
Аверкиева Екатерина Владимировна – федеральный эксперт
Национальной родительской ассоциации поддержки семьи и семейных
ценностей, руководитель направления просвещения и инновационных
методов развития детей и молодежи в Академии инновационного
образования и развития, эксперт Общественного совета при
Департаменте образования Москвы, член Общественного совета при
префекте ЗАО Москвы, старший преподаватель МПГУ, заместитель
председателя оргкомитета Всероссийского конкурса молодежных
проектов «Приоритеты роста», идеолог и соорганизатор ежегодных
всероссийских конкурсов «Гимн России понятными словами» и
«Расскажи миру своей России».
- Екатерина, почему именно тема патриотизма? Как возникла идея провести конкурс «Расскажи миру о своей России»?
- В России на протяжении всего просматриваемого исторического периода было не просто жить. Наша страна постоянно отстаивала свое право на уникальный путь развития, на занимаемую территорию, уважение к традициям, духовным ценностям, культуре. И нам это удавалось. Иногда неимоверными усилиями, сказывающимися на уровне и качестве жизни. Но мы были и по-прежнему остаемся самой большой страной на планете по территории, в которой соседствуют сотни народов и языков. Однако, попав в 90-е под влияние чуждых, а потому разрушительных для нас идей, мы потеряли чувство любви и долга перед Родиной, полностью девальвировали понятие патриотизма. Когда вдруг, в начале 2000-х к нам вернулось самосознание и мы поняли, что России нужна новая модель государственности, мы начали возрождать патриотизм с помощью самых разных институций и госпрограмм. Но строить всегда сложнее, чем ломать. А добавив сюда усилившееся в последние годы давление Запада, плотно пропитанное санкциями и негативом, мы получили патовую ситуацию, когда для ее выправления каждому, буквально каждому нужно что-то предпринимать.
Я не осталась в стороне, а включилась в создание той страны, в которой хочется жить. Так возникла идея детского конкурса «Расскажи миру о своей России», впервые состоявшемся в 2018 году.
У конкурса две основные цели. Первая – обратить внимание ребят и их родителей на то положительное, что есть в нашей стране. Мы часто ругаем действительность – и то у нас плохо, и это. Возникает ощущение, что мы живем в каком-то ужасном месте. Что каждый человек у нас несчастен от того, что просто здесь родился. На самом деле это неправда. Если ты начинаешь замечать хорошее, ты понимаешь, что живешь в замечательном месте и от этого становишься более счастливым. И конкурс дает возможность напомнить самим себе и всему миру о традициях российских народов, прорывных моментах в истории, научных, культурных и спортивных достижениях.
Вторая цель – простым детским языком, без какой-то заказной пропаганды, рассказать о том, кто мы, россияне, чем живем, чем дышим, что нам нравится, что мы любим. Я вижу, насколько между Россией и Западом накалены отношения. У меня много друзей за рубежом, и я знаю, что там рассказывают о России. Неправду. Однако я уверена, что в основе своей люди везде одинаковые. Мы все хотим быть счастливыми и любимыми, хотим жить в мире и дружбе. Вот почему конкурс нужно воспринимать как инструмент народной дипломатии, с помощью которого можно сделать так, чтобы люди продолжали дружить. Чтобы войны не было. Именно поэтому по условиям конкурса работы выполняются на английском и французском языках, а совсем маленькие дети делают их на русском, с переводом на английский. И потом эти работы распространяются за рубежом. В этом году в конкурс добавлена международная номинация. Теперь и иностранные дети могут рассказать нам про свою страну. Свои истории уже прислали дети из Киргизии, Чехии, Франции, Ливана, Сирии, Алжира.
- Что за конкурс такой? В чем его суть?
- Международный конкурс «Расскажи миру о своей России» – это проект по патриотическому воспитанию детей и молодежи и формированию дружественных международных связей. Суть конкурса состоит в том, что дети снимают видеоролики или верстают текстовые презентации, в которых делятся со сверстниками историями любимых мест своей малой Родины, с обязательным переводом текста на английский язык. В конкурсе нет ограничений по возрасту, поэтому у нас были 5-летние участники и тем, кому за 40.
Этот конкурс о патриотизме, но патриотизме нового формата. У нас очень часто патриотизм ассоциируется с военной мощью. И когда мы говорим о патриотическом воспитании, это сводится почему-то в основном к военно-патриотическим проектам. Мы закладываем в конкурс совсем другую идею. Да, военная мощь – это здорово, но это только маленький кусочек. А на самом деле патриотизм – это любовь ко всей нашей стране и всему, что в ней есть. Это опушка леса, снежная горка, березка под твоим окном, люди, которые тебя окружают. И ребята это поняли и приняли.
У конкурса есть соорганизаторы, благодаря которым «Расскажи миру» стал федеральным уже с самого начала. Это Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей и Академия инновационного образования и развития.
- Какие открытия вас ждали в первом конкурсе?
Во-первых, в первом конкурсе приняли участие 1017 ребят из 363 населенных пунктов ХМАО, ЯНАО, Забайкальского края, Астраханской, Тамбовской областей, Республики Башкортостан, Крыма, Чеченской и Карачаево-Черкесской республик, Санкт-Петербурга, Москвы, в общем из 62 регионов Российской Федерации. На конкурс поступило 468 видеороликов и 549 текстовых презентаций. Такой отклик очень воодушевил.
Во-вторых, меня приятно удивило содержание работ. Я думала, ребята будут рассказывать о Красной площади, о художниках, о музыкантах – о таком, общем. А дети рассказывали о своей малой родине. Кто-то рассказал о своей школе, местных достопримечательностях, кто-то об архитектуре края, балетной студии, народных традициях. И это было замечательно! Я смотрела все работы. И это было похоже на чудесные экскурсии с посещением разных уголков страны. Столько всего интересного узнала! Сейчас все работы выложены в ютьюбе на канале «Расскажи миру о своей России!». И дети их смотрят. Им интересно: а кто прислал? Какая работа? Кто выиграет? И для них это тоже – экскурсия. Они смотрят, знакомятся, начинают дружить друг с другом.
- Какие детские работы наиболее вам запомнились?
- Например, одно видео про деревню. Там люди колют дрова. Кошка из консервной банки пьет молоко. Дети доят корову. Очень добрая история.
Была работа из Бурятии, где дети в национальных костюмах показывали, как они лепят бузы – это что-то вроде маленьких пельменей.
Кто-то рассказывал про первую ГЭС, которая была построена в их городе, и стала градообразующим предприятием.
Был и удивительный случай. Победитель номинации «Видеопрезентация» в своей работе предсказал победу российской хоккейной команды на XXIII Зимней Олимпиаде.
Наш первый конкурс проходил в преддверии чемпионата мира по футболу 2018. И нам прислали отличную работу про города России, где проходил ЧМ, в которой авторы рассказали о ключевых достопримечательностях этих мест. Работа получила Гран-При конкурса.
Или, например, Сережа Герасимов из Ивановской области рассказал в ролике про лес, рядом с которым живет, и в финале всех пригласил: «Приезжайте к нам собирать грибы!»
Вот это настоящие работы, которые протягивают руку дружбы за рубеж.
- А что наиболее ценным оказалось для ребят?
- Основным мотивом участия в конкурсе для детей стала возможность рассказать и показать свои любимые места сверстникам в России и за рубежом, а также попробовать себя в разных профессиях – журналиста, исследователя, ведущего.
Второй момент, конечно, образовательный. Пока дети создавали свои работы, они много всего изучали, собирали информацию, расспрашивая своих бабушек и дедушек про историю села, рода, много общались с другими людьми, собирая фотографии. Каждый автор проделал огромную работу. Дети действительно открыли для себя что-то новое. Плюс свои знания в английском расширили. Это тоже важно. И детям это нравится! Самое главное, что их не заставляют делать это из-под палки. Им это интересно.
И третий момент, который тоже для меня является очень важным, это укрепление семьи и общение. Вы заметили, наверное, тенденцию, сейчас люди вообще не общаются, погрузятся в смартфоны или компьютеры и не оторвешь. Очень часто даже говорить нормально не могут. А когда нет нормального общения, люди перестают быть душевными, становятся безразличными, черствыми. И кого-то заставить позвонить или куда-то сходить невозможно. Это реально бич современных детей. Участвуя в конкурсе, они вынуждены общаться. Они общаются в группе, общаются с родителями, с семьями, учителями. Они вместе с родителями объединяются вокруг какого-то общего дела. И отношения в семье укрепляются.
Согласно условиям каждый ребенок обязательно писал отзыв о конкурсе, мы называем это «Словом автора». В отзыве участник отвечал на вопросы, почему решил принять участие в конкурсе, что ему удалось сделать и что изменилось.
Кто-то написал, что просто хотел рассказать про свою деревню. Кто-то – что гордится своей страной, что он патриот. Кто-то заявил: «Я не хочу, чтобы была война, я хочу дружить.»
Я читала все отзывы. Потому что по ним можно судить, достигли мы своих целей или это была работа ради галочки. И могу сказать наверняка, что у каждого ребёнка, который принял участие в конкурсе, что-то изменилось в душе, в мировосприятии. Из отзывов видно, что у детей действительно поменялось отношение к стране, к тому месту, где они живут. И когда дети гордятся тем местом, где живут, они становятся более счастливыми. Вот несколько отзывов к конкурсным работам:
«Я увидел такую красоту в лесах Южского района, что захотел поделиться ей с вами. Чтобы передать ее не на словах, мы подготовили небольшой видеосюжет. Принимая участие в этом конкурсе, я хочу поделиться с другими красотой нашего отдаленного уголка природы, рассказать, как я полюбил наши леса и озера. А еще я очень хочу посмотреть работы других участников!» Сергей Герасимов.
«А конкурс замечательный и очень нужный, потому что все люди должны жить в мире и согласии, не воевать друг с другом. Этот конкурс роднит все нации во всём мире. И мы будем дружить, помогать друг другу, узнавать побольше о разных странах и достопримечательностях». Эльвина Уельданова.
«Мне хочется, чтобы весь мир узнал о том, что наша Поныровская земля Курской области не только земля воинской славы, но и земля, которая славится своими традициями и православной культурой». Дмитрий Стах, Поныровский район, п. Возы.
«Во время выполнения конкурсной работы наша семья ещё больше сплотилась: все вместе ездили собирать материал по достопримечательностям моей Старомарьевки. Я много узнал интересного о своём селе. Это придало мне чувство гордости, глубокого уважения и почитания истории моей малой родины». Даниил Ковешников.
«Я живу в маленьком северном городке под названием Покачи. Мне бы очень хотелось, чтобы вся страна узнала о нашем уютном, современном, спортивном городке. И организаторы этого конкурса предоставили мне такую возможность». Мария Лепик.
«Этот конкурс — замечательная возможность рассказать и узнать о маленьких, неизвестных местах нашей страны. Мне очень понравилось выполнять эту работу, в ней проявлялось моё творчество, я чувствовала связь времён. Я хочу, чтобы таких конкурсов проводилось как можно больше». Вероника Дранникова, ст. Воронежская, Краснодарский край.
«Я считаю, что благодаря этому конкурсу происходит сближение культур всех стран, укрепляется дружба между различными народами». Дарья Крендикова, п. Карьероуправления.
- Еще одна важная составляющая – пробудить в детях креатив, жажду творчества, верно?
- Разумеется. Особенностью нашего конкурса является то, что мы обязательно отслеживаем, чтобы в итоге был получен задуманный результат. У нас результата должно быть три. Это – ребенок, который гордится своей страной. Второй – мы протянули руку дружбы людям за рубежом. И третье, конечно, художественное исполнение. И те работы, которые выиграли, были лучшими именно по этим трем критериям.
- А кто входит в жюри конкурса?
- В Жюри конкурса входят педагоги, эксперты по информационной безопасности, люди, которые близки к образованию и педагогике, работе с молодежью. Всего около 60 экспертов из разных городов и стран. Они отсматривали работы и по критериям оценки выставляли баллы. Из более тысячи отсмотренных работ было отобрано 100 лучших. И вот их уже отсматривали представители Санкт-Петербургского университета, Российской академии образования, Национальной родительской ассоциации, профессора МПГУ и определяли победителей.
В конкурсе две номинации: видео и страничка. Почему сделали две? Видео – это, конечно, интересно, но не все умеют это делать. А страничку могут сверстать даже маленькие дети. В рамках каждой номинации три места. Плюс специальные номинации. Например, Национальная родительская ассоциация выделяла работы, которые продвигали ценности семьи. Если вся семья вместе делала работу или про семью рассказывается, про ее родословную.
- Что нужно сделать, чтобы о конкурсе «Расскажи мне о своей России» узнала вся страна?
- Первый конкурс мы фактически сделали без денег, с помощью друзей и знакомых. Кто-то рассылал рекламу. Кто-то дал призы. Кто-то пришел, просто пофотографировал. Кто-то снял видео. Журнал «Редкие земли», например, написал замечательный пресс-релиз. Конкурс прошел замечательно, и Национальная родительская ассоциация обратилась в Министерство просвещения, где нас поддержали финансово. Но изначально это была частная инициатива.
Мы ведем соцсети и все хорошие, достойные работы, которые проходят по предварительным критериям, там размещаются. Таким образом, наполняем положительным, позитивным, классным контентом информационное пространство.
В прошлом году конкурсные работы были представлены во Франции на фестивале, посвященном семье. Выставка работ прошла в Государственном центральном музее современной истории России в Москве, а также в Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга. В этом году планируем организовать дело так, чтобы работы распространялись более широко внутри страны. Чтобы дети из разных регионов видели эти простым языком рассказанные истории о том, как они живут. Будем работать и с продвижением за рубежом. У нас есть определенные планы по работе с Россотрудничеством и с Советом Европы.
Но для большего охвата нужно больше людей, которые хотят помогать. Нужны и финансовые партнеры. Например, нам надо сделать сайт, снять эффектный проморолик, организовать достойные призы участникам. Было бы здорово, если бы государство подключилось в большей степени. Хотелось бы, чтобы и бизнес увидел вектор патриотического воспитания детей, как одно из направлений своей корпоративной социальной ответственности, и залог надежного и гармоничного будущего для себя, своей семьи и страны. Вот тогда, я думаю, об этом конкурсе может узнать действительно вся страна, да и весь мир.
- Екатерина, вы педагог, и воспринимаете патриотизм, как часть воспитательной работы. Какой сейчас самый большой вызов в образовании и воспитании детей?
- Я являюсь старшим преподавателем педагогического университета, я там работаю по призванию. Будущие учителя – это важно. Перед ними сегодня стоит серьезная задача – справляться с рядом вызовов. То, что я вижу: у людей очень невысокий уровень осознания, неглубокий. Еще эта фрагментарность внимания, они быстро переключаются, не могут сосредоточиться. Люди становятся поверхностными, у них нет комплексного глубокого научного мышления, все меньше и меньше понимают, и все больше и больше становятся роботами. Это то, что надо исправлять. Люди должны, в первую очередь, глубоко разбираться в предмете, который они изучают. А потом уметь что-то делать в жизни. И самое главное, чего надо добиваться, это именно понимания. То есть понимание – это основа любого образования. И все остальные вещи: цифровизация, миллион методик, цифровые платформы, он-лайн обучение – это не спасет мир. Это не спасет образование. Это просто дополнительный инструмент. Но для того, чтобы этот инструмент сработал, люди должны осознать, что самое главное – понимание.
Сейчас, конечно, мы вырастили общество потребителей. У меня много друзей, богатых, обеспеченных, им даже некому бизнес передать. Потому что их дети выросли полными потребителями, которые привыкли только получать. И не привыкли ничего отдавать. Советская школа, конечно, растила человека, который отдает. Я считаю, это правильно. Когда человек отдает, он сам становится счастливым.
- Какая у вас миссия в жизни?
- Я люблю, когда люди просыпаются и начинают жить на полную мощность. Когда они находят себя, у них горят глаза. А когда я помогаю с этим одному человеку или группе людей, я становлюсь счастливой. И понимаю, что живу не зря. И вот эти конкурсы – это способ пробудить людей, сделать так, чтобы они чего-то захотели. Кто-то стал более счастливым из-за того, что понял, что живет в прекрасной стране. Кто-то что-то узнал, с кем-то подружился. Кто-то нашел общих друзей, кто-то приехал в Москву, получил награду, у него жизнь изменилась, он в себя поверил. Меня это невероятно радует. И я от этого получаю наивысшее удовольствие. Получу ли я лавры или мои лавры получит кто-то другой, это вопрос, не сильно меня беспокоящий. Я просто знаю: я делаю то, что от меня Бог ждет. А у Бога другая валюта. Бог платит счастьем. И я очень счастливый человек. И мне другого не надо.
Работы участников можно увидеть здесь
Youtube, VK, Facebook, Одноклассники, Instagram
Познакомиться с Положением конкурса и подать заявку на конкурс https://vk.com/docs-150412819
Подробная информация [email protected]
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ
- 4 июня 2024 РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ РАССЕЯТЬ ТЬМУ - НОВЫЙ ТРЕНД В ФОТОЭЛЕКТРОНИКЕ