При чем здесь Великая китайская революция?

30 ноября 2017

Фото: Редкие земли
«Великая китайская революция через 100 лет после Великой русской…» - так интригующе была обозначена тема очередного заседания Зиновьевского клуба. На нем побывал журнал «Редкие земли».

На заседании разгорелась оживленная дискуссия. Его участники пытались провести параллели и аналогии с Великой русской революцией и современными реалиями, которые происходят в бурно развивающемся Китае в настоящее время.

Алексей Панкин, модератор заседания, политический обозреватель газеты "Комсомольская правда»: «Через 100 лет после Великой русской революции наше наследие ценно для Китая, по всей видимости, оно отвечает потребностям китайского общества. Поэтому была сохранена преемственность на протяжении всего периода существования Китая».

Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба, руководитель Биографического института Александра Зиновьева: «Китайцы до сих пор говорят о России, как о старшем брате. Они стараются изучить все, что в их понимании означает понятие «русский мир», поэтому последовательно и методично изучают феномен России.

Китайцы утверждают, что наша революция была положена в основу всего того, что происходило в их стране. Чтобы избежать геополитических, катастрофических последствий, которые произошли у нас, китайцы создают институт по изучению разрушения Советского Союза. Во избежание ошибок в дальнейшем построении своего общества, они с большим вниманием относятся к работам Александра Зиновьева.

Недавно наша делегация посетила Далянский морской университет, в котором китайская сторона планирует открыть китайско-российский исследовательский центр имени Александра Зиновьева. Российская сторона понимает, насколько для нас сейчас актуально сотрудничество с Китаем, поэтому эти инициативы могут оказаться полезными для нашей страны».

Дмитрий Куликов, политолог, телеведущий: «А зачем китайцам наследие Александра Зиновьева и что они с ним будут делать? Зиновьев – не Карл Маркс, Александр Александрович никаких рецептов нам по поводу построения общества не дал. Мне кажется, что Зиновьев сам себе поставил запрет на написание каких-либо рецептов. Его интересовало, как устроено мышление. Александр Зиновьев предложил новую социологию, он написал, как устроен современный мир. Это он сделал лучше других.

Безусловно, если бы не наша Великая Октябрьская социалистическая революция, Китая бы просто не было. Но, если сейчас активизировалась китайская тема, надо задавать им вопрос, чего они хотят понять, изучая труды Зиновьева, тогда мы будем знать, как эффективнее им помочь.

Китайцев, как нацию, характеризует то, что они могут преодолеть любые препятствия. А вот в китайскую экспансию я не верю, более того, в отличие от некоторых экспертов, считаю ее невозможной, потому что китайцы – это не американцы. И они будут действовать другим способом, они – нация торговая. Они и не собираются занимать место США в мировом пространстве, это для них задача затратная и она никуда не ведет. Китайцы учредили институт изучения Советского Союза, потому что понимают, что у них есть своя «китайская» судьба, свои «китайские» цели, культура тысячелетняя, которую они наследуют. И в этом ряду у них находятся Ленин, Маркс, Конфуций, Мао Цзэдун, ну и Александр Зиновьев, если они поймут, что с ним делать. Ну, по крайней мере, они пытаются.

Если говорить о Китае, то, конечно, это подлинный восток, китайцы совершенно другие в отличие от нас. Россия наследует европейское мышление. Поэтому здесь я бы напомнил постулат Александра Зиновьева «о западнизации». Я также считаю, что никакой глобализации нет, есть «западнизация», как писал он. Это принципиальное мнение, потому что мир сейчас «осваивается» западным мышлением. Если мы хотим ему что-либо противопоставить и «переумнить» западное мышление, как говорил Александр Зиновьев, - то обязаны в нем разобраться и понять, иначе у нас не получится «переумнить».

Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС провел параллели о расстановке политических сил на международной арене. «Если раньше были противоречия между трудом и капиталом, то сейчас противоречия в столкновении цивилизаций. У компартии Китая смена модели устройства, а смена модели предполагает установление многополярного мира. На мой взгляд, зреет «глобализация по-китайски».

Джульетто Кьеза, итальянский журналист, публицист: «Китайцы для нас -это по историческим причинам люди с другой планеты. Страна, которая была колонизирована, становится вдруг одним из лидеров мира, при этом, не имея в этом никакого опыта.

У них другая концептуальная структура мышления, другое историческое мышление. Сейчас Великую Октябрьскую революцию вспоминают только в России и в Китае, а для всей Европы она не существует. Никто об этом не задумывается и не размышляет. Новое поколение – это поколение «нечитающих» людей, это поколение «смотрящих» интернет, всем очевидно, что средства доставки информации в мире сильно меняются.

Мы сейчас находимся в начале большой цифровой революции. И сегодня в нынешней России преобладают идеи Запада, через каналы телевидения передается образ жизни по западному образцу. Поэтому мы все «форматированы» их идеями. В течение ближайших двадцати лет весь мир изменится.Необходимо строить интерпретацию мира, иначе мы не сможем понять, что будет происходить в будущем».

Среди участников, принявших участие в дискуссии, члены Зиновьевского клуба Павел Родькин, Анастасия Федина и другие.

Справка.Зиновьевский клуб МИА "Россия сегодня" – экспертная площадка, учрежденная МИА "Россия сегодня" совместно с Биографическим институтом Александра Зиновьева. Сопредседатели Зиновьевского клуба: генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий КИСЕЛЕВ и директор Биографического института Александра Зиновьева, президент Международного общества "Россия — Германия" Ольга ЗИНОВЬЕВА.

Все новости