Российская космонавтика: взгляд в будущее

11 апреля 2017

Фото: фото Редкие земли
В МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция, приуроченная ко Дню космонавтики, который отмечается 12 апреля.

Журнал «Редкие земли» поинтересовался у участников пресс-конференции:

Россия снаряжает миссию на Луну, объявлен свободный набор в космонавты.
Чем нас интересует Луна? Несмотря на похолодание в отношениях с зарубежными странами, возможно объединение усилий в исследованиях с НАСА?

Евгений Нестеров, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и инновациям АО «Российские космические системы»:

«Да, действительно, идет свободный набор космонавтов в возрасте до 35 лет. Луна – единственный, естественный спутник, близкий к Земле.
Основные задачи, которые ставятся - это исследование минералов, исследование грунта и решение технологических вопросов, то есть отработка технологий автономного пребывания человека вне орбиты Земли. Сегодня человек на орбите – «условно автономен», это все-таки «условная автономия», мы все время доставляем ему ресурсы различные и он все время остается с нами на связи.

Луна более приближена к дальним миссиям. Прежде всего, перед нами стоят задачи автономности исследования.
Про НАСА. Сегодня международное сотрудничество Роскосмоса продолжается, программа не претерпела никаких особых изменений, поэтому сотрудничество идет».

Александр Лутовинов, заведующий лабораторией отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований РАН, профессор РАН:

«Я как раз вернулся из Германии, Россия будет принимать участие в крупнейшем российско-германском астрофизическом проекте. Проект уникальный «Спектр-рентген-гамма».

Другой пример реального сотрудничества. На российском телескопе установлены зеркала высокотехнологичные, они были сделаны в центре НАСА, и когда возник в 2014 году вопрос о санкциях, то первое время наши американские коллеги даже перестали выходить на связь. А потом достаточно быстро было принято решение на самом высоком американском уровне о том, что МКС и их подразделение не подпадают ни под какие санкции, таким образом, мы продолжили сотрудничество. Например, нам были поставлены зеркала, сейчас они успешно установлены и находятся в НПО им. Лавочкина.

Мы оплатили расходы по изготовлению половины зеркал, а остальные они по своей инициативе изготовили за свои деньги. Они ждут запуск обсерватории, и мы договорились, что когда будут снимки, мы будем вместе их обрабатывать, вместе искать черные дыры и получать научные результаты, так что сотрудничество продолжается».

Владимир Сычев, заместитель директора по науке Института медико-биологических проблем РАН, член Совета по космосу РАН, профессор:

В частности по программе «БИОН» мы сотрудничаем с НАСА по рамочному соглашению между НАСА и «Роскосмосом».
Я должен сказать, что американцы, очень прагматичные люди. Если что-то им самим надо, то им совершенно безразлично, есть санкции, нет санкций.
В частности, сейчас американская сторона на МКС крайне заинтересована в работах российских космонавтов, в программах американских исследователей. Было подписано соглашение, по которому российские космонавты работают в рамках американской научной программы, а за это российские ученые могут принять участие в этих экспериментах и получить какие-то результаты.

На днях в «Роскосмосе» будут обсуждать реализацию этой программы, потому что они крайне заинтересованы в этом. Американцам сегодня интересны эксперименты программы исследования грызунов, в частности мышей. Мы тоже в этом заинтересованы. Достаточно серьезные эксперименты, мы готовимся летом провести совместный эксперимент с мышами на борту МКС, и впервые в рамках этой программы мыши будут спущены на Землю, как говорят у нас , не в замороженном виде, как обычно, а живыми. Мы надеемся, что эта программа будет осуществлена. Это как раз то подспорье, которое позволяет нам расширить нашу программу изучения грызунов в космосе, и мы охотно в этом участвуем.

Сейчас закончился еще один эксперимент, в рамках которого мы можем получить определенный набор биологических тканей для изучения нашими учеными. Кроме этого, как я уже сказал, мы сейчас готовим программу послеполетного исследования мышей в проекте «Бион», и в связи с этим мы получили заявки от США и многих стран Европы об участи в этой программе.

Радует, что ученые на санкции смотрят не так как политики и экономисты. Другой вопрос, что очень часто проблема возникает в другом. Желание исследовать у ученых есть, а финансирования порой не хватает».
Все новости