Маршрут транспортировки руды с Томторского месторождения подвергли критике
13 февраля 2017
Фото: Якутия.Инфо
Свой отказ от прокладывания маршрута через Качикатцы и строительства на территории села перегрузочного пункта представители общественности мотивируют тем, что в существующем на сегодняшний день проекте не указано, какая техника, какие контейнеры будут использоваться на маршруте, и как будет осуществляться мониторинг радиационного уровня на всем маршруте, и как будет запланирована утилизация загрязненной техники и материалов. Как отметил депутат Ил Тумэн Иван Андреев, поскольку груз радиоактивный, то вся техника должна быть специализированной. Это не только контейнеры, но и специализированные грузовики, погрузчики, подъемные краны, железнодорожные вагоны, баржи. Ведь только при её использовании можно говорить о максимальной безопасности. А если это так, то у такой техники есть определенный лимит использования. Возникают вопросы - с какой периодичностью её будут заменять, и кто проконтролирует, не будет ли компания экономить на технике безопасности?
«У меня были сомнения по поводу данного проекта, и сейчас они только усилились. Вы заметили, как они рассуждают? Мы не хотим, что бы руда просыпалась, потому что она ценная. То есть в первую очередь они думают о стоимости, на пути к которой им мешают какие-то люди. Когда мы их спрашиваем - «Почему бы вам не возить руду через Мирный?», они нам отвечают – «Там же автобусы ездят, там люди живут, а здесь их меньше». А когда мы спрашиваем их о контейнерах, нам говорят, что они закажут их разработку. И очень часто звучит фраза: «Мы попробуем». То есть они потренируются на нас. Если здоровыми останемся – хорошо. Если вымрем - значит, не получилось, но зато попробовали. А про рабочие места что они нам отвечают? Мол, мы их на курсах обучим, практику обеспечим и на работу примем. Это получается, что с опасным грузом будут работать недавно обученные люди. А если они ошибку совершат? Вдруг контейнер разобьют? Это же опасно. Я не против развития, но случись всего одна авария - это будет начало конца. Никто не хотел, что бы произошла Чернобыльская авария, прорыв Саяно-Шушенской ГЭС или трагедия на Фукусиме. Но, тем не менее, всё это случилось. Я не хочу, чтобы здесь всё было в радиоактивной пыли. Начнется цепная реакция - это будет проходной двор для радиации», - цитируется выступление общественника Ивана Степанова.
Именно эта точка зрения, как отмечается в сообщениях, наиболее точно отражает мнение местных жителей. Менее эмоциональный подход главы «Якутцемента» Алиша Мамедова, который предложил дождаться полностью подготовленной технической документации и только после этого оценивать проект, как отмечается в сообщениях, не нашел поддержку. «Причал здесь в любом случае нужен. Здесь есть хорошее месторождение щебня на 700 тысяч тонн. Был бы причал, то у вас мог бы быть хороший дополнительный доход. По 200 – 300 тонн щебня за сезон отгружать – вот такой проект вам выгоден. Но если есть действительная угроза радиоактивности от перевозки руды, то этот проект никому не нужен. Ни Оленьку, ни Качикатцам, ни Усть-Куту, ни Мохсоголлоху. Так что единственное, что нужно выяснить - это степень радиоактивной угрозы, остальное решаемо», - отметил Алиш Мамедов.
Представители компании «Восток инжиниринг» в диалоге с жителями и депутатами постарались ответить на все вопросы. По их словам, на сегодняшний день они не могут дать точные ответы на вопросы о технике и материалах, поскольку проект все еще находится на стадии подготовки. Сейчас компания рассматривает несколько вариантов транспортировки руды к месту переработки, среди которых маршрут до железнодорожной станции «Кердем» через Качикатцы — наиболее привлекательный, но вовсе не единственный. Добывать руду компания планирует только в зимнее время и по автозимнику вывозить ее до перевалочного пункта Приленского. Там руда будет складироваться и с началом весенней навигации речным транспортом доставляться до причала, который намерены построить в полутора километрах от Качикатской переправы. Далее автомобильным транспортом — до станции «Кердем», оттуда – по железной дороге к месту переработки (куда именно, пока не определено). Предполагаемые объемы перевозки – 200 тысяч тонн в год, начать разработку планируется не раньше 2020 года.
«Старт Томторского проекта намечен на конец 2019 года. Сейчас на месторождении закончены геологоразведочные работы по уточнению запасов РЗМ. Следующий этап – подготовка материалов для госкомиссии по запасам и разработка технической документации. Это будет сделано в течение 2017 года. В начале 2018 года пройдут защита запасов и постановка на баланс. И только после этого начнется подготовка документации на разработку месторождения. Проект пройдет все необходимые экспертизы: экологическую, на безопасность конструкций и технологий, отдельные тома ОВОС пройдут общественные слушания в Оленекском и Хангаласском районах (если в нем все же решат строить перегрузочный пункт). Никаких отступлений от существующих норм не будет, обещают недропользователи. В 2019 году начнется подготовка к строительству инфраструктуры и вахтового поселка, первый сезон промышленных работ придется на зиму 2019-2020 годов. Но говорить о том, что первые партии руды в Качикатцах следует ждать уже в 2020 году, пока рано», — говорится в сообщении ИА «Новости Якутии».
Отвечая на вопрос об упаковке, представитель компании в Якутии Сергей Сергиенко пояснил, что руда будет упаковываться в специальные герметичные контейнеры, которые исключают просыпку содержимого и попадание в них влаги. Сначала предполагалось использовать мягкие контейнеры биг-бэги, но испытания уже показали, что они не пригодны для перевозки мерзлой породы, так как она разрывает пакеты. Сейчас компания проводит тестирование других контейнеров, которые смогут обеспечить герметичность и безопасность груза.
Как отметил Сергей Сергиенко, опасения о радиоактивности томторской руды сильно преувеличены. «Один из главных интересующих нас компонентов – ниобий. Этот редкий металл используется в медицине, технике, высокотехнологичном производстве. К сожалению, часто ниобию приписывают радиоактивность. Это не так. Никакой радиоактивности он в себе не несет. Почему говорят, что томторская руда радиоактивна? Это объясняется присутствием в ней таких элементов, как уран и торий. Но нужно понимать, что содержание этих элементов минимально: урана содержится в среднем 0,005% тория — 0,13%. Это последние достоверные данные. Если говорить о радиоактивной компоненте на месторождении, то она составляет 16-20 мкР/ч — это естественный уровень радиоактивности. В кернохранилище на участке «Буранный» он составляет 38 мР/ч, это также допустимый безопасный радиационный фон. Ничего угрожающего здоровью нет», — рассказал Сергиенко.
Представитель компании еще раз подчеркнул, все мероприятия по перевозке руды будут открыты для общественного контроля, и в случае сомнений граждане сами могут проверить уровень радиационного фона, как это делают в Оленекском районе представители общественности.
«Это специфичное месторождение, раньше с такими объектами мы не работали, поэтому вопросов много. Руда, которая находится на месторождении и является источником полезных ископаемых, уникальна. Отрицать наличия в ее составе радиоактивных элементов никто не может. Но, кроме радиоактивных, она включает еще ряд потенциально опасных химических элементов, содержание которых в природных средах тоже нужно контролировать. И такая возможность имеется. У нас есть данные 2014 года, полученные в результате геологоразведки на месторождении, у нас зафиксированы концентрации этих веществ в водных объектах. Когда начнется извлечение руды, образуются отвалы, будет происходить окисление, эти элементы станут взаимодействовать с атмосферным воздухом, осадками, поэтому говорить о том, что не будет никакого радиохимического загрязнения, мы не можем. Планируем провести в Качикатцах полноценный мониторинг, обозначить контрольные точки, чтобы следить за дальнейшим развитием событий. Будем надеяться, что недропользователь примет все меры для обеспечения безопасной транспортировки руды. Если будут соблюдены все меры безопасности, то не должно быть угрозы ни при транспортировке, ни при хранении. Но все может случиться, мы должны быть готовы к внештатным ситуациям», - так прокомментировала возникшее противостояние директор Республиканского информационно-аналитического центра экологического мониторинга Лена Волкова.
Напомним, ранее в социальных сетях и интернет-мессенджерах, принадлежащих жителям Якутии, была распространена недостоверная информация о выгрузке руды Томторского редкометалльного месторождения на берег реки Лена районе с Качикатцы Хангаласского улуса. Хотя объективная проверка не нашла никаких фактов нарушения, в республике началось обсуждение проекта маршрута транспортировки редкоземельной руды, которая будет добываться на Томторском месторождении.
- 27 декабря 2024 МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ: ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ И СОЗИДАНИЯ
- 27 октября 2024 ДЛЯ ГЛАВНОЙ НАУКИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДАЖЕ НЕ ПРИДУМАЛО НАЗВАНИЕ
- 13 октября 2024 Форум «Микроэлектроника 2024» – без высокочистых редких металлов никуда
- 23 сентября 2024 ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МАГНИТНОГО ПРОИЗВОДСТВА К СОЗДАНИЮ НОВОЙ ИНДУСТРИИ В РФ
- 14 сентября 2024 "Задачи будут решены" – О беспилотниках из первых рук
- 31 августа 2024 ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «ЕСЛИ БЫ НЕ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, РОССИЯ БЫЛА БЫ ДРУГОЙ»
- 29 августа 2024 Торговая война Китая и США – КНР вводит новый ограничения на рынке РЗМ
- 6 августа 2024 БЫТЬ ЛЕОНАРДО СОВРЕМЕННОСТИ
- 17 июля 2024 Техногенные месторождения. Время разобраться: что выбросить, что оставить для внуков, что использовать сейчас.
- 8 июля 2024 АЛЕКСЕЙ МАСЛОВ: МЫ ЗАЩИЩАЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК
- 29 июня 2024 От солнечной энергетики – к микроэлектронике
- 19 июня 2024 НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕРМСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 15 июня 2024 МИРОВОЙ ДЕФИЦИТ ВО БЛАГО РОДИНЫ
- 12 июня 2024 АЛЕКСЕЙ ШЕМЕТОВ: «ПЕРЕД СМЗ СТОИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА ЗАДАЧА»
- 5 июня 2024 НАУКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ ЗА МИР И НЕЗАВИСИМОСТЬ