Владимир Фортов: "Фундаментальной наукой управлять невозможно и бессмысленно"

9 февраля 2017

Фото: Редкие земли
В ТАСС состоялась пресс-конференция, приуроченная ко Дню российской науки.

О проблемах научной сферы, актуальных задачах, новых достижениях российских ученых и международном научном сотрудничестве рассказал президент РАН академик Владимир Фортов, член-корреспондент РАН, первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева, научный руководитель факультета космических исследований МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Соловьев, заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института пульмонологии ФМБА России Сергей Авдеев и академик РАН, заведующий лабораторией Всероссийского НИИ агрохимии имени Д.Н. Прянишникова Алексей Завалин. На связь из Нью-Йорка в режиме телемоста на пресс-конференции присутствовал академик РАН, научный руководитель лаборатории ядерных реакций имени Г.Н. Флерова в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне Юрий Оганесян.

Основная тема, которая прозвучала в выступлении президента РАН Владимира Фортова, — неудовлетворительная ситуация с прикладной наукой в России.

«Мы недовольны тем, как сегодня развивается прикладная наука. Если Академия наук еще сохранила свою структуру, кадры, управление, то в прикладных институтах ситуация очень плохая», — сказал Фортов.

Президент РАН отметил, что в Советском Союзе было более сотни отраслевых министерств, при каждом из них был свой отраслевой институт, хотя это не всегда было оправдано. Сейчас, осталось около 20 отраслевых министерств, а большинство отраслевых институтов или проданы, или просто пропали, а с ними — и целые отрасли прикладной науки.

Журнал «Редкие земли» задал вопрос президенту РАН Владимиру Фортову.

Владимир Евгеньевич, кто, по-вашему, должен определять приоритеты научных исследований в России, готова ли Академия наук взять на себя эту функцию, и насколько важна координация научных исследований во всех трех ветвях науки — академической, вузовской и отраслевой, и как это может повлиять на увеличения процента внедрения, о котором шла речь в вашем выступлении?

Я убежден, что в фундаментальных науках придумывать за ученых приоритеты — совершенно невозможно и бессмысленно. Они лучше всех знают, где сегодня приоритеты. Фундаментальная наука развивается в своей внутренней логике, и тем, кто там работает, эта логика понятна. Я считаю, что фундаментальной наукой управлять невозможно.

Если говорить о прикладной науке, то там другие «законы жанра», там уже возникают так называемые проблемы управления. Это обязательно — сроки, ресурсы, надежность, технологичность и так далее. Вот возьмем для примера ракетную технику. Если вы не предусмотрите все эти параметры на стадии планирования, то ракета просто не полетит, и все. Именно эта часть — «от идеи до прилавка» — находится у нас в самом уязвимом состоянии. В свое время реформы, проводимые в период «перестройки», ударили очень сильно по нашей прикладной науке. Поэтому сегодня идеи, которые есть у ученых, независимо от того, работают они в структуре Академии наук или в университетах, легче внедрить за границей, чем у нас.

Поэтому задача, которая стоит сейчас перед Министерством науки и образования, состоит в том, чтобы создать этот мостик «от идеи до прилавка», сделать так, чтобы он был защищен и работал.

Справка
День российской науки приурочен к дате основания Российской академии наук и ежегодно отмечается 8 февраля.

Текст и фото: Владислав Стрекопытов

Все новости