Российские ученые разработали морозоустойчивое топливо для Арктики и Антарктиды

8 ноября 2016

Фото: Пресс-служба ТПУ
Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) разработали высокооктановые морозостойкие низкозастывающие бензины и дизельное топливо, способное выдержать температуры до -80 С°, что позволяет использовать его в условиях экстремально низких температур, например, в Арктике и Антарктиде, сообщает пресс-служба ТПУ.

Высокооктановые топлива, применяемые в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания, стойки к детонации и обеспечивают плавную работу двигателя без нарушения процесса сгорания. Чтобы топливо обладало высокой степенью безопасности и денотационной стойкостью, оно должно содержать высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки: изопарафиновые углеводороды, бензол, олефины и низшие циклопарафинов.

Для исследований в области технологий получения высокооктановых топлив в 2007 году на базе кафедры геологии и разработки нефтяных месторождений Института природных ресурсов ТПУ была создана лаборатория «Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий». Ученые лаборатории осуществляли совместную деятельность с компанией Shell Exploration & Production Services (RF) B.V. Зарубежными партнерами лаборатории являются Технический университет г. Дрездена и компания «Sud–Chemie» (Германия). 

Сейчас сотрудники лаборатории разрабатывают новые процессы и технологии получения высоколиквидного моторного топлива, а также низших олефинов, ароматических углеводородов, которые являются ценными видами сырья для многих процессов нефтехимии, используя специальные каталитические установки из различных видов углеводородного сырья: нефти, газовых конденсатов и попутного нефтяного газа. По технологии, разработанной в ТПУ, соответствующая углеводородная фракция поступает в реактор с катализатором, нагретым до определенной температуры лабораторной установки, и превращается в высокооктановый бензин, дизельное топливо или в другие ценные продукты. В качестве катализаторов используются специально разработанные для этих процессов различные модифицированые наноструктурированные микропористые цеолиты и оксидные системы. 

По словам пресс-службы, отличительной особенностью этих уникальных микропористых цеолитов является их пористость, размер пор составляет не более 0,6 – 0,8 нанометров, Органические молекулы различных видов углеводородного сырья, попадая в эти поры цеолитов, где расположены высокоактивные суперкислотные центры катализатора, обретают «необычную» повышенную реакционную способность и значительно легче вступают в химические реакции на этих активных центрах, образуя различные продукты. 

Также сотрудниками лаборатории разработаны целый ряд новых, не имеющих в мире аналогов, модификаторов, которые позволяют усилить действие цеолитов, катализаторов. Как поясняется в сообщении, с их помощью можно гораздо эффективнее получать из различных видов углеводородного сырья высокоиндексное моторное топливо, низшие олефины, арены и другие ценные продукты, необходимые для создания высокооктановых топлив.

Высококачественные бензины и высоколиквидное дизельное топливо, над которым работают в Томске, получается с низким содержанием серы, бензола и ароматических углеводородов, и  соответствует всем требованиям технического регламента на нефтепродукты класса «Евро-5 и 6», а также обладает высокими низкозастывающими свойствами. 

«Обычные товарные бензины и дизельное топливо выдерживают температуры до -50 С°. При более низких температурах такое топливо может замерзнуть в топливных баках и системах. Предлагаемые высокооктановые бензины и дизельное топливо выдерживают очень низкие температуры до -80 С°. Такие высоколиквидные моторные топлива можно использовать также и в различных северных условиях России, включая Арктику и Антарктиду», — цитируются в сообщении слова руководителя международной научно-образовательной лаборатории «Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий»,  профессора Владимира Ерофеева.


Все новости