«Белкомур» — ответвление «Великого шелкового пути»

1 июня 2017


О проекте «Белкомур» раcсказывает постоянный автор нашего журнала, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Михаил Жуков.


На прошлой неделе состоялось заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации на тему «Строительство железнодорожной магистрали Белкомур — ключевой проект создания опорной инфраструктуры развития Арктики и территорий Российского Севера».
О проекте «Белкомур», ходе заседания и его результатах раcсказывает постоянный автор нашего журнала, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Михаил Жуков.

Михаил Андреевич, что такое «Белкомур»?
«Белкомур» — железная дорога Архангельск–Карпогоры–Сыктывкар–Гайны–Соликамск. Расшифровывается «Белкомур» как «БЕЛое море – КОМи – УРал».

Как давно существуют планы строительства магистрали?
Планы строительства указанной железнодорожной магистрали впервые публично обсуждались в 1912 году и в последующем к ним многократно возвращались. Строительство железнодорожных путей было начато в 1947 году. До 1954 года было построено два функционирующих участка, в отношении которых запланирована реконструкция: Архангельск–Карпогоры и Вендига–Сыктывкар общей длиной около 400 км. Название «Белкомур» появилось в 1995 году, а 1996 году Республика Коми, Архангельская область и Пермский край в лице своих региональных агентств по управлению имуществом учредили ОАО Межрегиональная акционерная компания «Белкомур» со штаб-квартирой в Сыктывкаре и филиалами в Архангельске и Перми. В начале 1998 года компания «Белкомур» приступила к строительству северного участка новой железной дороги одновременно с двух направлений: в Архангельской области от станции Карпогоры до разъезда. Шарда (22,2 км); в Республике Коми от разъезда Ертом до станции Вендинга (17,85 км). Также велось строительство ж/д моста через реку Вашка (длина — 290 м).

Чем закончилось строительство?
Осенью 1998 года случился дефолт, и в последующем возобновить строительство не удавалось из-за проблем с определением источников финансирования.

А государственное программное финансирование?
В 2008 году проект «Белкомур» был включен в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года и в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Проект «Белкомур» был утвержден Экспертным советом Министерства транспорта Российской Федерации, одобрен Инвестиционной комиссией при Инвестфонде Российской Федерации и рекомендован к рассмотрению Правительственной комиссией. В 2011 году проект был включен в Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. Тем не менее, до настоящего времени реализация проекта не начиналась в связи с нерешенностью вопросов финансирования.

Что было на заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике?
На заседании первым заместителем Губернатора Архангельской области А.В. Алсуфьевым, заместителем Председателя Правительства Республики Коми Н.Н. Герасимовым, первым заместителем Председателя Правительства Пермского края В.И. Рыбкиным, генеральным директором ОАО «Белкомур» В.А. Щелоковым был представлен обновленный проект. Произведенные в Центре стратегических разработок расчеты экономической эффективности и грузовой базы представил заместитель директора Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева В.Н. Разбегин. Актуализация проекта осуществлялась в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина от 22.07.2016 № 1430 и сопутствующим поручениям Правительства России. Проект предусматривает строительство новой железнодорожной магистрали Архангельск–Сыктывкар–Соликамск протяженностью 1161 км с общим объемом капиталовложений 251,5 млрд. рублей (в приведенных ценах 2016 года).

Что было решено?
Констатировалось, что проект «Белкомур» является инфраструктурной основой комплексной программы развития регионов Севера, Северо-Запада и Урала России. Было решено поддержать проект и рекомендовать Правительству России осуществить сумму мероприятий, направленных на поддержку проекта, включая финансовую составляющую такой поддержки.

Что стало побудительной причиной активизации проекта «Белкомур»? 
Появился внешний инвестор, готовый на 100% финансировать проект. Это одна из крупнейших китайских инженерно-промышленных корпораций Poly International Holding Limited.

На каких условиях осуществляется финансирование?
На принципах государственно-частного партнерства по модели частной концессионной инициативы в соответствии с положениями Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Концессионное соглашение заключено? 
Нет. Основные параметры соглашения в целом согласованы. Китайская компания-инвестор готова к подготовке концессионного соглашения, созданию компании-концессионера, и к полномасштабному финансированию проекта после получения подтверждения от органов государственной власти России о готовности к реализации проекта по механизму концессионного соглашения. Совещание рекомендовало Правительству России инициировать заключение межправительственного меморандума между правительствами России и Китая.

Главная задача проекта «Белкомур» — обеспечение транспортного доступа регионов Предуралья к морскому порту Архангельск. Реализация проекта «Белкомур» как-либо скоординирована с программами развития архангельского морского порта?
Да, это сопряженные проекты. Ранее мы уже коротко говорили о проекте развития вынесенного из мелководной дельты реки Северная Двина к северу непосредственно на побережье Белого моря глубоководного района порта Архангельск. Вопрос о финансирование его создания прорабатывается той же компанией примерно на тех же условиях. Фактически это единый проект создания транспортного коридора.

Объем капиталовложений уже определен?
В прогнозных ценах он оценивается в 150 млрд рублей, из которых бюджетные средства — около 27 млрд рублей.

А Мурманский порт? Не будет ли конкуренции с развивающимся портом Архангельск?
Мурманский порт включается в общую систему транспортного коридора «Белкомур» и в него также в качестве инвестора планирует войти Poly International Holding Limited ориентировочно на тех же условиях. Существенное увеличение грузопотока в направлении порта Архангельск не усилит, а разрядит конкуренцию портов, так как грузооборота хватит на всех.
Все новости