Искусственный интеллект в решении глобальных задач

18 июля 2023

Фото: Росконгресс

Журнал «Редкие земли» поговорил на Форуме будущих технологий с генеральным директором АНО «Цифровая экономика» Сергеем Плуготаренко.

РЗ: Ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов в ходе сессии сказал: «Мы телегу ставим впереди лошади». *ссылка на обсуждение*
Как Вы относитесь к этому тезису?

То, что говорят наши старшие товарищи из институтов развития, — им, конечно, виднее.
Мы говорим лишь о том, что на сегодняшний момент нет никакого противоречия между деятельностью IT-отрасли и традиционными отраслями, в том числе научными, где идут разработки. На сегодняшний момент айтишники готовы помогать. Мы говорим, что тот же самый искусственный интеллект, который многие считают большой бедой для ряда профессий, для интеллектуальных профессий — не беда, а «помогатель». Совершенно точно тот медик, ученый, специалист, который будет вооружен знаниями, как дополнительно использовать искусственный интеллект, будет более востребован. Это не означает, что его профессия умрет. Поэтому здесь мы готовы коллаборироваться, а кто впереди кого должен стоять — совершенно все равно. У нас есть мощная цифровая индустрия, которая развилась в России, — ее нужно поставить на обслуживание больших запросов.

РЗ: Какие это запросы? Они могут выходить за пределы человеческой жизни, например?

На мой взгляд, они, конечно, должны поражать сознание. Куда они пойдут, за какие пределы, это тоже вопрос — за пределы Земли, океана, солнечной системы, четвертого измерения — это пусть подскажут ученые. Мне кажется, задачи должны стоять масштабные. На сегодняшний момент мы возвращаемся к тому, что уже использовал Советский Союз для, скажем так, воодушевления граждан на научную деятельность. Я считаю, мы должны сформулировать все равно для себя некую максималистическую задачу по покорению космического пространства: например, первая обитаемая станция, первая станция на Луне, первая высадка людей на Марс.

РЗ: Как Вы считаете, можно ли использовать искусственный интеллект для предотвращения конфликтов?

Искусственный интеллект, который будет помогать принимать решения на уровне глобальных планетарных вопросов, конфликтов, и будет иметь статус великого советчика, потому что решения принимают все-таки люди, — это тоже очень интересная задача.

РЗ: Сможет ли когда-нибудь искусственный интеллект заменить президента?

Нет, конечно. Будем надеяться, что нет. Зачем нам это? Мы не хотим в то будущее, где нас заместили полностью. Мы хотим продолжать чувствовать себя царями на этой планете, а искусственный интеллект должен помогать.

РЗ: Какие еще мы можем ставить задачи?

Можно поразить сознание как государства, так и бизнеса какой-то очень понятной задачей, к примеру: космос или телепортация, или абсолютно управляемая цифрой жизнь на земле, которая всех будет устраивать — вот такие задачи могут быть. Понятно, что многие из них звучат достаточно несерьезно, но ведь многие же задачи и в прошлом так звучали, но их все равно решали: например, сделать атомный реактор, покорить космос, построить ГЭС.
Биохакинг, биотехнологии, нейротехнологии — как ни далеки они казались для цифры, это сейчас интересные и перспективные направления, в которых тоже нужно двигаться.

РЗ: А что больше всего поразило Вас во всей вашей деятельности?

На самом деле, то, как цифра везде проникла. Есть замеры, что 2/3 всего офлайна сегодня уже связаны с цифрой. Выключи завтра маршрутизацию, приложения, алгоритмы — 2/3 всего завалится. Это, с одной стороны, радует, потому что я этим занимаюсь и вовремя предвидел перспективное направление, с другой стороны — конечно, не может не тревожить, потому что в 2022 году мы видели, как быстро могут разрушаться связи, и техногиганты, они сегодня, к сожалению, не российского производства, очень быстро могут порушить наш привычный удобный мир, упакованный в цифру.

РЗ: А какой диалог в данной ситуации может быть с техногигантами?

Диалог с позиции силы. Мы должны показать, что умеем создавать новые «мозги», что бы ни происходило. Да, они утекают, да, они идут не всегда в науку и инженерные специальности, но они у нас есть, они воспроизводятся. У нас сильная математическая школа и генетическая предрасположенность к точным наукам. Большая часть изобретений так или иначе имеет российские корни. Основатели Google, Telegram — вообще-то россияне. И то же самое в прошлом — Циолковский, Ландау, Капица. Видно, что у нас к этому есть предрасположенность, как в стране, где эти люди появляются на свет, так и в стране, где они получают образование. Поэтому здесь нужно действовать с позиции силы – показывать, что наша математическая школа, школа точных наук, научная база сильны, наши решения ничем не уступают международным. К примеру, в области софта, в области цифровых платформ и решений мы точно конкурентоспособны. И, конечно, второе, что приходит в голову — это коллаборации с новыми странами, с которыми мы можем нащупать, чем мы сильны, и чем они. Например, у нас — математическая школа, понимание процессов, менеджмент, смекалка, у Китая — умение делать точные гаджеты.

РЗ: Могут ли технологии способствовать миру?

Вспоминая фильм «Терминатор» и всю продукцию Голливуда, мы, конечно, понимаем, там внушается другая мысль — что технологии нас убьют. Но у нас гуманистический подход и желание все-таки технологии поставить на трек более разумного служения вечному, доброму и человечному.

Ученые очень часто умеют на своем языке договариваться и подсказывать решения, которые оттягивают апокалипсис на десятилетия и даже века. Действительно, здесь нет барьеров ни страновых, ни языковых. К примеру, как это было с ядерной бомбой. Когда было доказано, что ее применение в одной точке мира спровоцирует детонацию и ядерную зиму, на многие годы сам факт возможности применения стратегического атомного вооружения стал невозможным. И дальше уже включились другие механизмы: как страны, не применяя атомное вооружение, а владея им, тем не менее играют мускулами. Поэтому да, действительно, светлые головы могут договориться и какое-то асимметричное решение предложить. Но для этого им нужно начать договариваться. А то, что мы видим сейчас, абсолютно точно даже на уровне самих людей (это не только госполитика) есть определенное непонимание роли России, и некий черный образ построен абсолютно точно. Но Россия делает попытки, у нас проводятся форумы, на которые мы приглашаем международное сообщество. Например, Форум будущих технологий, Фестиваль молодежи.
Все новости