Курчатовский институт и Фонд Росконгресс подписали соглашения о сотрудничестве

21 апреля 2023

Фото: Редкие земли
В Москве на площадке Международного мультимедийного пресс-центра «Россия сегодня» состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Курчатовским институтом и Фондом Росконгресс. Предметом соглашения стало развитие сотрудничества в области организации и проведения конгрессно-выставочных мероприятий научно-технологической направленности.
В мероприятии приняли участие: директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев, директор Курчатовского института Марат Камболов, советник Президента Российской Федерации Антон Кобяков и президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.

Журнал Редкие земли задал вопросы участникам встречи.

Редкие земли: Антон Анатольевич, какие меры поддержки оказывает государство для развития отрасли редких и редкоземельных металлов? Будет ли государство поддерживать отечественных производителей?

Антон Кобяков: Государство поддерживало и поддерживает горнорудную отрасль. В последнее десятилетие вышедшие на первый план редкоземельные металлы являются в первую очередь конкурентным преимуществом Российской Федерации, особенно в области радиоэлектроники, и сегодня существует особая программа Минпромторга. Уверяю Вас, забота о редкоземельных элементах в РФ поставлена очень высоко. Одним из примеров сотрудничества в области добычи лития является соглашение, которое подписал Росатом и Норникель. Примеров такой поддержки отрасли со стороны государства великое множество — это я Вам как горняк говорю.


Антон Кобяков

Редкие земли: Михаил Валентинович, редкие земли сегодня присутствуют везде: от смартфона до электромобиля. Над какими новыми материалами и технологиями на базе редких земель ведется работа в Курчатовском институте?

Михаил Ковальчук: Несколько лет назад Президент проводил совещание в Великом Новгороде, посвящённое резкому усилению области, связанной с переработкой редких земель. Лет пять назад положение было довольно плачевное, но потребность была высока. Был дан целый ряд поручений, и мы видим сегодня плоды этого всего. Понимаете, ведь вопрос заключается в том, что всё равно нужен запрос. Например, какое-то время назад наука была нужна только теоретически, бизнес жил сам по себе, а наука плодила отчёты, которые были не востребованы. А сегодня наука понадобилась, потому что в каждом деле понадобился не отчет и не торговля, а импортозамещение, для которого также нужны люди. Как только возникают новые точки роста, сразу появляется потребность в том или ином материале, в частности в тех же редких землях.

Самое важное, чем мы занимаемся, – биосовместимые и биоразлагаемые материалы. Редкие земли – важная вещь, но это рутина, как железная руда. А вот биосовместимые и биоразлагаемые материалы – это будущее, это сегодняшний день. В первую очередь это медицинские материалы, материалы для остеосинтеза. Например, при переломах во время операций используется титан и другие материалы, которые впоследствии надо вынимать. У нас есть целое подразделение, которое разрабатывает разлагаемые материалы для биомедицинской промышленности, например, рассасывающиеся штифты, время разложения которых можно регулировать. Также мы разрабатываем нити, различные шовные материалы, которые потом рассасываются.

Как сегодня главная опасность становится не ядерная, а биологическая, так и материалы становятся биосовместимыми. Вы же сами видите, например, про композитные материалы все говорят, но тем не менее это еще не состоялось в том виде, в каком нам надо: для самолетов МС-21, для атомной энергетики, для центрифуг и много другого.
Например, у самолёта большая часть деталей делается из композитов, то есть мы переходим от кристаллических или квазикристаллических упорядоченных материалов, какими является металлические сплавы, к не структурированным, хаотичным, разупорядоченным, более сложным для понимания, но обладающими важными потребительскими качествами материалам. Это новое материаловедение, абсолютно прорывные вещи. А редкие металлы везде нужны, но главное – без них невозможно производство электромобилей.


Марат Камболов, Михаил Ковальчук

Редкие земли: Александр Анатольевич, сделаете ли Вы специально в этом году, например, привилегии для научных журналов?

Александр Стуглев: Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно сначала разобраться, что Вы подразумеваете под привилегиями. Но на самом деле, нежнее, чем Росконгресс и оргкомитеты наших мероприятий, к представителям СМИ никто не относится в нашем бизнесе. Вы в этом могли много раз убедиться: мы всегда с вами на связи и всегда во всем поможем. Главной привилегией, на мой взгляд, является качество, скорость получения и концентрация информации на мероприятиях Фонда Росконгресс. Всегда пользуйтесь этим.


Александр Стуглев


Роксолана Черноба, Марат Камболов


Все новости