От рудника до электромобиля

24 ноября 2022

Фото: Редкие земли

В Московском Политехе завершился международный форум профессионалов рынка Автонет «Стратегия развития автомобильной отрасли 2035», организованный при поддержке Министерства науки и высшего образования, фонда НТИ и платформы «Национальная технологическая инициатива» в рамках «Десятилетия науки и технологий».




Насыщенная программа форума включала пленарное заседание, панельные дискуссии, круглые столы, форсайт-сессию и экскурсии по лабораториям Московского Политеха.

Участники форума обсудили электромобильность будущего, актуальные проблемы, возможности и пути развития отечественного автопрома, проблемы реализации Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, кадровое обеспечение, а также возможности достижения технологического суверенитета России в отрасли автомобилестроения.

В форуме приняли участие руководители и ведущие специалисты отечественных и зарубежных компаний автомобильной индустрии, представители органов власти, бизнеса и научного сообщества, сотрудники главных технических вузов России.



На пленарном заседании с обзорным докладом, посвященным задачам и перспективам литиевого направления в России, выступил Председатель Правления Ассоциации РМ и РЗМ Игорь Демидов.



В начале выступления Игорь Демидов подчеркнул, что увеличение производства электротранспорта и других инновационных продуктов (системы хранения энергии, потребительская электроника и др.) – ключевой драйвер мирового спроса на литий. Прогнозируемый рост мирового спроса на электромобили заставляет автопроизводителей озаботиться наличием сырья для выпуска аккумуляторов.

В докладе «Литий – металл электромобильной эры» Демидов рассмотрел экономические драйверы развития рынка лития, объяснил, как государство стимулирует производство и потребление лития и поддерживает отрасль РМ и РЗМ в России, а также рассказал о реализуемой в РФ концепции создания отрасли полного цикла «от рудника до электромобиля».



«Все хотят ездить на электромобилях, делать аккумуляторные батареи. А из чего мы будем это делать? Насколько Россия независима в производстве сырья для литиево-ионных батарей? Увеличение спроса на электромобили, переход на электротягу является значительным драйвером для развития сырьевой составляющей, потому что всегда есть дилемма «курицы и яйца», что производить сначала: сначала производить автомобили, потом сырье под них, можно ли производить сырье и потом делать продукцию из него? В нашем случае все хорошо складывается, потому что мы видим спрос с устойчивой тенденцией к росту. Заменить литий в накопителях энергии пока нельзя. Это все совпадает с логикой развития горнорудных проектов, которые требуют 5-10 лет для выхода на производственные мощности.

Что происходит в мире с ресурсной обеспеченностью? Приблизительно половина всего лития сосредоточена в Чили, Австралии, Аргентине и Китае, значительная часть — в России. Россия входить в десятку стран-держателей запасов лития, при этом пока, к сожалению, ни одно месторождение не развивается.



Где потребляется литий? Две трети лития потребляется для производства аккумуляторов и накопителей энергии, также он используется для придания определенных свойств керамике и стеклу, в смазочных материалах при производстве синтетических каучуков и полимеров и даже в фармацевтике (некоторые антидепрессанты производятся на основе лития).

Статистика показывает, что мировой объем потребления лития оценивается в 485 тысяч тонн. Мы считаем, что рынок по карбонату лития вырастет в 10 раз к 2030 году, учитывая растущий спрос на электромобили.



Не могу не отметить, правительство уделяет большое внимание как сырьевым отраслям, так и отраслям потребления. Например, в 2019 году было подписано соглашение между Госкорпорацией «Росатом» и правительством Российской Федерации по развитию технологий новых материалов и веществ. Кроме того, большое внимание уделяется развитию направления редких и редкоземельных металлов. Мы сейчас говорим о системах накопления энергии, но также есть электродвигатели, которые идут в зелёную энергетику, — все это тоже производится с использованием редкоземельных металлов, таких как, например, неодим, празеодим, диспрозий. Также можно коснуться и ниобия, который повышает мощностные характеристики стали, тантала — который используется в конденсаторах.

В целом, РМ и РЗМ — это тема сырья 21 века. Как в 19 веке, нефть и газ стали драйверами развития экономики, в которой мы сейчас живем, редкие и редкоземельные металлы — драйверы и сырьевая база для экономики и высокотехнологичных отраслей. Сырьевая база РМ и РЗМ будет развиваться в ближайшие 50-100 лет и обеспечивать все то благоденствие, о котором мы говорим сейчас.

У России есть большой стимул по производству сырья, мы планируем занять долю до 10% мирового производства лития, и электротранспортная промышленность планирует выпуск до 220 тысяч электромобилей к 2030 году. В этом будут участвовать и ПАО «КАМАЗ», и концерн «Калашников», и АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», и подразделение госкорпорации «Росатом» АО «ТВЭЛ». Кроме того, весь военно-промышленный комплекс — тоже большой потребитель накопительной энергии и аккумуляторов, потому что все то, что плавает, летает, плавает под водой, имеет колоссальные перспективы использования накопителей энергии.

К сожалению, добыча сырья в Российской Федерации отсутствует, и все, что сейчас делается, обеспечивается импортом из Китая, Чили, Аргентины. На территории Российской Федерации есть три предприятия, которые производят из покупного карбоната лития гидроксид батарейного качества: ПАО «ХМЗ» (Красноярский край), ООО «ТД «Халмек» (Тульская обл.), АО «АЭХК» (ТВЭЛ) (Иркутская обл.), и есть новосибирский завод, который входит в структуру Росатома, — ПАО «НЗХК» (ТВЭЛ), который производит металлический литий, изотоп лития и электролиты. Это те кристаллики, на которых можно начинать наращивать производство полной цепочки литийсодержащей продукции.



Основная задача — реализация сырьевого проекта. Совместно с Норникелем мы наметили участие в лицензировании одного из крупнейших месторождений в России в Мурманской области, и сейчас идет процесс выхода на лицензию. Мы надеемся до 2030 года получить сырьевую продукцию на этом месторождении и начать обеспечивать всю цепочку своим сырьем. Подробная цепочка выглядит следующим образом: месторождение в Мурманской области — сырье, Норникель — катодные материалы, компании, которые входят в периметр Росатома (ПАО «НЗХК» (ТВЭЛ) и АО «Атомредметзолото») — производство металлического лития, электролитов и гидроксида лития батарейного качества, и в конце ООО «Рэнера» — наш потребитель, который строит в Калининграде завод по производству накопителей энергии. Дальше эти накопителем энергии идут в автомобили и остальное потребление.



Нельзя сделать высокотехнологичное производство на пустом месте. Объединение усилий и компетенций Росатома и Норникеля позволяет нам закрыть всю эту цепочку. В Российской Федерации чтобы выстроить всю цепочку. Кольский полуостров, Мурманская область — это уже арктическая зона, в которой нужно уметь работать. Для этого нужно обладать специфическими компетенциями, техникой и специально обученными людьми, которые могут в таких условиях работать. У нас есть компетенции и потенциал для производства и выстраивания всей цепочки, и мы уверены, что к 2025-2026 году мы выйдем на свое сырье и всю цепочку: от рудника до электромобиля».



На пленарном заседании спикеры уделили большое внимание стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, рассмотрели вопросы становления отечественного автопрома, а также обсудили развитие взаимодействия государства и бизнеса, научного и образовательного сообществ.



Наливайко А.Ю., Проректор по научной работе Московского Политеха

«Мы стремимся к тому, чтобы Московский Политех стал площадкой для открытого диалога по вопросам развития автотранспортной отрасли. От лица Университета в целом и инфраструктурного центра в частности я хочу подтвердить серьезность этих намерений и пообещать, что мы предпримем все необходимые меры, чтобы Московский Политех стал комфортной и эффективной площадкой для профильных коммуникаций».



Малкин Р.М., Директор Центра государственных и комплексных программ ФГУП «НАМИ»
«Нам удалось достичь существенного роста производственных мощностей, достаточного для выпуска целевого объема транспортных средств. У российских национальных производителей сильные позиции в каждом транспортном сегменте: легковом, легковом коммерческом, коммерческом».



Турчин Д.В., Коммерческий директор ООО «РЭНЕРА»

«Первая в России аккумуляторная гигафабрика заработает в 2025 году. Таким образом, Росатом формирует безразрывную цепочку от литиевого рудника до электротранспорта. До конца 2022 года в РФ изготовят 2500 электромобилей (в частности, марок «Москвич», Evolute), 1400 уже сделали. Ведём переговоры с автопроизводителями о переходе на отечественные батареи, призываем рынок опираться на российские решения. Также важны субсидии на развитие зарядной инфраструктуры».



Гордеева И.А., Ассоциация развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры

«Пользуюсь электромобилем с 2016 года, проехала более 250 000 км, поэтому понимаю, как остро стоит проблема развития зарядной инфраструктуры. Сейчас в России всего 4367 станций, около тысячи из которых расположены в Москве и области. Программа субсидирования постройки терминалов должна ускорить процесс расширения сети».



Махров А.А., Генеральный директор АНО «Академия АвтоМотоспорта Ф7»

«В 2020 году мы подготовили десять гоночных электрокартов с накопителями «Рэнера» — и они проявили себя очень хорошо. Машины задействовали в тренировках пилотов в России и Италии, а также на девяти этапах соревнований в классе «Мини» для детей 8-12 лет. Практика показала, что заряда хватает на 30-35 минут. Теперь в планах — постройка моделей старшего класса OKJ для подростков 12-15 лет. Кстати, электрокартинг вошёл в шорт-лист новых видов спорта Олимпийских игр — 2028».



Езопов В.В., Генеральный директор АО «Мастертел»

«Сегменты каршеринга и электромобилей будут развиваться, меняя всю палитру частного автомобильного транспорта. В итоге мы придем к необходимости создания суперхабов — центров, объединяющих и заправки, и зарядные станции, и офлайн-активности, и общественный транспорт. Они должны стать центрами притяжения».



Стародубов В.Ю., Вице-президент Ассоциации «НАПТО», член Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по автотехобслуживанию

«Вопросы технического ремонта и обслуживания транспортных средств не менее актуальны, а в ряде случаев и более важны, чем производство автомобилей или, например, стимулирование перехода на электротранспорт. В России десятки миллионов граждан-автовладельцев, сотни тысяч юридических лиц и обслуживание транспортных средств является для них самой животрепещущей темой. Эти проблемы необходимо решать как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе».



Зинин В.Л., Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации, заместитель начальника управления — начальник отдела, «Газпром»

«Необходимо упростить схему согласований при переводе транспорта на метан. Проект типовых решений для этого уже разработан, ведётся работа по созданию саморегулируемой организации. Основные магистрали надо обеспечить многотопливными заправочными станциями: бензин, дизель, газ, а в последующем — водород и электричество. Для подготовки нормативных документов по таким комплексам следует объединиться всему отраслевому сообществу».



Келлер А.В., Заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ», научный руководитель Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха

«Наша дискуссия должна быть направлена на устранение противоречий между разными направлениями развития. Перед экспертным сообществом стоит задача помощи государству в принятии решений, бизнесу — в максимально эффективной их реализации, и людям — в максимально комфортном и безопасном использование транспорта».

Модератор: Роксолана Черноба, главный редактор журнала «Редкие земли»



По итогам форума готовится резолюция с предложениями по изменению и дополнению Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года.

Фотографии предоставлены Московским Политехом.
Все новости