Закон о проектной деятельности в Арктике
22 марта 2017
Михаил Андреевич, что важного и интересного было сказано на заседании?
Доклад делал Директор Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил (СОПС), доктор географических наук Александр Николаевич Пелясов. Наиболее интересен в докладе анализ специализаций проектов, представленных арктическими регионами для реализации в рамках опорных зон развития, проиллюстрированный таблицей.
Из таблицы видно, что абсолютно преобладают добывающие проекты (47%). Сопряженные с ними транспортные проекты и геологоразведка составляют соответственно 17 и 13%. Проекты перерабатывающие заявлены только в инфраструктурно более развитых Мурманской и Архангельской областях.
Что это означает на практике?
Развиваются только высокомаржинальные проекты, прибыль от которых покрывает все характерные для Арктики высокие издержки. И если мерами общесистемного характера ситуация не будет изменена, она будет сохраняться и далее.
Опорные зон развития этой проблемы не решают?
Это совершено другой — проектный подход, который нацелен на стимулирование развития региональной экономики не за счет расширения спектра экономически привлекательной деятельности посредством снижения издержек, а за счет привлечения средств в рамках крупных проектов развития. При таком подходе развиваться будут только те проекты, доходность которых превысит всю сумму специфических арктических издержек. А таких видов деятельности в регионах Арктики совсем не много. Дело не только в северном удорожании производственных, транспортно-коммуникационных и социальных издержек, но и в налогообложении всех видов удорожания.
Разве синергетический эффект крупных проектов не обеспечивает снижение издержек?
В первую очередь тем, что любой крупный проект ведет к увеличению инфраструктурной обеспеченности и локально снижает транспортно-коммуникационные издержки. Но системно проблему внеэкономического северного удорожания в его экстремальной арктической форме такой подход не разрешает.
Если законопроект «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» не решает системно проблем российской Арктики, насколько он важен и нужен?
Важен и нужен как закон о проектной деятельности, так как существует объективная потребность в дальнейшем развитии этой сферы, совершенствовании инструментов согласования государства и бизнеса на основе сопряженных планов совместной хозяйственной деятельности. Кроме того, опорные зоны развития могут быть эффективным инструментом не только в Арктике, но и в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока Российской Федерации.
Об этом мы уже говорили с Вами в материале «Об очередной редакции проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».
Действительно, в ноябре 2016 года на юбилейном 400-м заседании Совета Федерации при обсуждении законопроекта Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Игоревич Азаров высказал мнение, что целесообразно рассмотреть возможность принятия данного закона как закона об опорных зонах развития. Обсуждая такой подход, мы с вами пришли к заключению, что он полностью соответствует реальному содержанию законопроекта, так как опорными зонами развития содержание законопроекта по существу и исчерпывается. Положения других глав, адресованные сферам отраслевого законодательства, нормативно закрепляют очевидные положения, сформулированные декларативно и не вносящие ничего принципиально нового. Указанные главы могут быть безболезненно сокращены и скорее всего не пройдут «фильтр» правовых управлений Государственной Думы, Совета Федерации и Администрации Президента.
Иными словами, вы рассматриваете законопроект как попытку разработать закон о проектной деятельности в Арктике?
Именно так, с тем уточнением, что его результаты могут быть успешно использованы и за ее пределами.
Были ли какие-либо полезные предложения в этом плане на заседании рабочей группы?
Были. Закон о проектной деятельности должен учесть все основные аспекты ее регулирования, определив, в том числе, полномочия правительства и регионов. В этом плане актуальны поставленные в докладе вопросы о праве на местное проектное законодательство и о технических регламентах проектного управления.
- 18 апреля 2024 РЕДМЕТ-2024
- 25 марта 2024 В мире будет расти глобальная конкуренция за обладание редкоземельным сырьем — Андрей Шевченко
- 21 марта 2024 Ассоциация РМ и РЗМ и Национальная ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ» заключили соглашение о сотрудничестве Новости 21 марта 2024
- 19 марта 2024 Руслан Димухамедов выступил на III отраслевой конференции «Редкие и редкоземельные металлы»
- 18 марта 2024 Журнал «Редкие земли» на заседании Горного совета Северо-Западного федерального округа
- 18 марта 2024 Горнорудный дивизион Росатома расширяет выпуск редкоземельной продукции. При участии СМЗ выплавлен первый слиток металлического тантала
- 15 марта 2024 Соликамск отметил день рождения магниевого завода
- 7 марта 2024 III Отраслевая конференция «Редкие и Редкоземельные металлы»
- 2 марта 2024 Владимир Путин поручил нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных материалов и другого сырья для экономики
- 16 февраля 2024 Замминистра ответил на вопросы журнала Редкие земли
- 15 февраля 2024 Андрей Андрианов о запуске в России производства постоянных редкоземельных магнитов
- 15 февраля 2024 Ключевые успехи российской промышленности представили на выставке-форуме «Россия»
- 13 февраля 2024 Дойти до конца цепочки
- 12 февраля 2024 Журнал «Редкие земли» на Торжественном вечере, посвящённом 300-летию Российской академии наук
- 7 февраля 2024 «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям», — Людвиг ван Бетховен.