Михаил Жуков: Как сделать Северный морской путь эффективным

21 апреля 2016

22 апреля 2016 года состоится заседание Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Создание эффективной системы управления Северным морским путем: вопросы законодательного обеспечения». Рассказать о предстоящем заседании Совета мы попросили его члена, автора нашего журнала Михаила Жукова.

Михаил Андреевич, в чем заключается основная проблема функционирования Северного морского пути (СМП)?

Главная проблема – недостаточность объема внутренних грузопотоков для обеспечения не то что рыночной прибыльности, но и простой самоокупаемости СМП в отдельных звеньях этой сложной системы. В результате либо бюджет должен покрывать убытки дотациями, либо Росатом, например, должен дотировать деятельность атомного ледокольного флота за счет доходов из иных источников.

Какие могут быть решения?

В рыночной системе всегда два решения: снижение издержек и увеличение оборота. Как правило, это не «или – или», а «и – и».

Как можно увеличить внутренний грузооборот СМП, если мировой экономический кризис развивается, если рынок нефти «просел» надолго и объемы ее добычи снижаются, если вся сумма обстоятельств не «за», а «против»?

Если нельзя существенно увеличить внутренний грузооборот, можно дополнить его транзитом.

Почему не дополняем?

Есть проблемы. Во-первых, исторически сложившиеся грузопотоки в мире и в стране уже в течение многих десятилетий распределены по существующим морским и наземным путям транспортировки.
Во-вторых, группа ученых из государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова оценила возможность транспортировки контейнерных грузов из юго-восточной Азии в Европу через СМП. Выводы, сделанные в работе с учетом существующей инфраструктуры обеспечения арктических перевозок, заключаются в следующем:
- расчеты показывают неконкурентоспособность чистого кросс-трейдинга по СМП из Юго-Восточной Азии в Северную Европу в сравнении с южным вариантом через Суэцкий канал;
- контейнерные перевозки судами усиленного ледового класса безусловно будут продолжать выполняться в интересах внутренних грузоотправителей и грузополучателей;
- возможной нишей в отношении кросс-трейдинга является лишь перевозка проектных грузовых партий в режиме восполнения порожнего пробега судов, доставляющих внутренние грузы.

С дополнением грузооборота транзитом, как мы видим, есть серьезные проблемы. А как Вы видите снижение издержек?

Для начала нужно ответить на вопрос: чьих издержек? Потом – кто возьмет на себя задачу их снижать? Потом – каким образом эту задачу можно и нужно решать?

Не хотелось бы уходить в дебри. Объясните в простых словах.

Невозможна эффективная практика без надежной теории, а «научный антикоммунизм» – еще более «односторонний флюс», нежели атакуемый им научный коммунизм. Реальность же куда сложнее политико-экономических штампов. Эффективное функционирование СМП недостижимо без увязки широкого спектра частных и общественных интересов; без теснейшего взаимодействия субъектов государственной и частной экономической активности; без нового, углубленного понимания взаимодействия в формате частно-государственного партнерства.

Очень сложно. Но общее впечатление удручающее. Маршруты устоялись. Экономика транзита не выстраивается. Невидимая рука рынка вряд ли решит описанную Вами задачу – за четверть века не решила.

Не все так безнадежно. Нет ничего, что дается судьбой навечно. Это касается и политико-экономических тупиков.

Что Вы имеете в виду?

31 марта текущего года Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков дал интервью ведущему редактору по международным делам ВВС Джону Симпсону по результатам визита в Москву госсекретаря США Джона Керри. Песков сказал: «Грядут грандиозные перемены. Старый мир должен уступить новому».

Практически то же самое сказал Папа Римский в минувшее Рождество.

И еще в беседе с Президентом Ирана аятоллой Рухани в январе этого года.

Что из этого следует? И что это за странная встреча с Керри, которая всех удивила, но никто ничего не понял?

Я выскажу свое собственное мнение, которое сложилось после внимательного просмотра записи встречи, прочтения стенограммы и сопоставления с другими событиями, например, одновременным экспресс-визитом Руководителя Администрации Президента России С.Б. Иванова к Президенту Китая Си Цзиньпину. Главное ожидаемое событие этого года – выход юаня на авансцену мировых финансов. С 1 октября этого года юань войдет в корзину специальных прав заимствования (СДР) Международного валютного фонда (МВФ). Причем речь идет о золотом юане, пробные фиксинги которого на длящихся буквально минуты торгах Шанхайской биржи начались еще в апреле прошлого года.

Вы хотите сказать, что в этом году мировая финансовая система разделится на зоны доллара и юаня?

Это растянутый во времени процесс и он уже начался.

Но при чем тут визит Керри?

Это моя гипотеза, но суть ее в том, что нас приглашали войти в долларовую зону, но мы избрали зону юаня, что для Китая было крайне важно. Си Цзиньпин уже высказывался об отношении наших стран: «спина к спине». Крайне важно это и для нас, так как войти в зону юаня на практике означает смену парадигмы развития с учетом опыта Китая, включая действенное стратегическое планирование и увязку общественных и частных задач в объемах и эффективности, достигнутых в Китае.

Это общая ситуация. А как это отразится на СМП?

Китай пытается выстроить путь к главному рынку сбыта своей продукции – к Европе с ее высокой покупательной способностью. Это давно заявленная стратегия Великого шелкового пути. Но Средняя Азия потенциально нестабильна, а ее ключевые лидеры далеко не молоды и здоровье их желает лучшего. Все попытки Китая оптимизировать морские пути и провести их мимо легко запираемых участков пока не получаются. Захотел Китай обойти Малаккский пролив посредством строительства канала через Малайский полуостров – сразу началась гражданская война в Малайе, причем с китайским меньшинством. Спланировал Китай строительство канала в Никарагуа (тройственное соглашение Китая, Никарагуа и России) и где канал? История про «Мистрали» отсюда же. Америка давно уже строит вокруг Китая «петлю анаконды» – систему военных баз и морских флотов, готовых в любой момент перекрыть морские коммуникации Китая. Что касается Суэцкого канала, то Вы сами видите, какие тучи собираются над Египтом, над Саудовской Аравией, без денег которой Египет сейчас не выживет, видите, что происходит в Йемене. Недаром Иран предлагает строительство канала из Оманского залива в Каспийское море и это обсуждается серьезно.
Есть только один морской путь мимо «петли анаконды» – по территориальным водам России до СМП и по СМП до Мурманска. Китай активно готовится к деятельности в Арктике. Он заявлял о готовности транспортировать до 15% своего экспорта в Европу через СМП. Но без России, без ее портов, ее атомных ледоколов, ее опыта, ее капитанов и, скорее всего, ее судов ледового класса Китаю не обойтись.

Почему именно 15%?

Это ориентировочная цифра. Есть ограничения по температурному режиму. Есть ограничения по условиям точности доставки продукции в пункт назначения, а путь через СМП не обеспечит условий доставки с точностью до часа или даже суток. Но не для всей продукции такие ограничения наличествуют, а точность в два-три дня на СМП вполне достижима.

Таким образом, получается, что рассматривать перспективу развития СМП нужно с учетом общей глобальной перестройки ситуации в мире?

Конечно. Одно изменение ценовых пропорций в национальной экономике и на мировых рынках способно изменить ситуацию на СМП в целом. Напомню, что Дмитрий Песков завершил свое выступление словами: «У России есть весь необходимый потенциал для создания основ нового мира».

Большое спасибо. Надеемся, что по итогам совещания Вы поделитесь с нами информацией о его результатах.
Все новости