Железомарганцевые конкреции — альтернативный источник марганца

13 апреля 2016

Фото: Южморгеология

Железомарганцевые конкреции (ЖМК) и кобальтоносные железомарганцевые корки (КМК) Российских районов Международного района Мирового океана как альтернативный источник высококачественных оксидных и гидроксидных марганцевых руд на пути к импортозамещению в среднесрочный период до 2021–2030 годов.

Очень крупным источником марганцевых руд в среднесрочной перспективе может стать Мировой океан. По марганцу ресурсный потенциал океана и суши сопоставимы, но океанское марганецсодержащее сырье — самое высококачественное. Оно представлено оксидными и гидроксидными рудами со стабильным содержанием металла порядка 30%, практически при отсутствии вредных примесей, что значительно снижает затраты на их металлургическую переработку.
В нашей стране к настоящему времени сложился хороший задел для возможности разработки марганцевых руд океана. Минприроды России и Роснедра в соответствии с распоряжениями Правительства РФ (№ 1360-р от 28.07.2012 и № 2064-р от 3.11.2012), Указом Президента РФ № 2099 от 22.11.1994, Постановлением Правительства РФ № 410 от 25.04.1995 обеспечивают реализацию планов работ по разведке ЖМК (железомарганцевых конкреций), ГПС (глубоководных полиметаллических сульфидов) и КМК (кобальтоносных железомарганцевых корок) в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года для исполнения контрактных обязательств перед Международным органом по морскому дну (МОМД).

Ожидаемые результаты международных контрактов на разведку твердых полезных ископаемых в Российских Разведочных Районах Мирового океана
Российский Разведочный Район ЖМК в зоне Кларион-Клиппертон Тихого океана (РРР-ЖМК) имеет площадь 75 тыс. кв. км. Суммарные ресурсы ЖМК района составляют 580 млн. тонн во влажной массе. В целом этот вид полезного ископаемого уникален благодаря своей комплексности. Кроме Mn (~30%), в нем содержится Ni (1,47%), Cu (1,18%), Co (0,24%), Mo (0,05-0,06%), в концентрациях, представляющих промышленное значение по каждому металлу в отдельности. Ожидается, что к концу контрактного срока в 2021 году будет обозначен добычной район и в его пределах разведаны запасы ЖМК категорий С1 и С2 общим объемом не менее 180 млн. тонн высококачественной и легкой в переработке марганцевой руды.
Российский разведочный район КМК в районе Магеллановых гор Тихого океана (РРР-КМК) состоит из 150 блоков площадью 20 кв. км каждый. Прогнозные ресурсы КМК района составляют порядка 280 млн. тонн. В их составе основной полезный компонент — Co (0,58–0,61%). Ему сопутствуют Ni (0,53–0,54%), Mn (22,36–23,21%) и Mo (0,05–0,06%). Ожидается, что к концу контрактного срока в 2030 году в границах 50 блоков (площадью 1000 кв. км), которые составят добычной район, будут разведаны запасы КМК категорий С1 и С2 общим объемом не менее 45 млн. тонн.
Российский разведочный район ГПС в Атлантическом океане (РРР-ГПС) состоит из 100 блоков площадью 100 кв. км каждый. По состоянию на 2015 год в пределах района выявлено 10 рудных объектов ГПС с суммарными ресурсами руды порядка 95 млн. тонн. Ожидается, что к концу контрактного срока в 2029 году в контурах 25 блоков (площадью 2500 кв. км), которые составят добычной район, будут разведаны запасы ГПС категорий В, С1 и С2 в общей сумме не менее 10 млн. тонн.

Технологическое обеспечение разведки, добычи и переработки твердых полезных ископаемых в Российской Федераци
Одним из основных условий для успешного решения задач разведки и добычи минеральных ресурсов глубоководных районов Мирового океана за пределами юрисдикции прибрежных государств является наличие современного научно-исследовательского флота, оснащенного передовым технологическим оборудованием, но это именно те разделы международных контрактов, по которым российские контракторы имеют значительное отставание.
Крайне неблагополучно выглядит ситуация и с выполнением еще одного важнейшего и наиболее сложного по исполнению контрактного обязательства, предусматривающего разработку и испытание систем и оборудования для добычи глубоководных ресурсов. Отсутствие данных по этому направлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ делает невозможным произвести подсчет запасов сырья и подготовить ТЭО.
Указанное отставание вызвано отсутствием финансирования этих статей расхода международных контрактов, поскольку Минприроды и Роснедра обеспечивают реализацию планов работ по разведке ЖМК, ГПС и КМК за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год по подразделу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.03.2013 № 436-р) лишь в части одного из обязательств международных контрактов: ведение собственно геологоразведочных работ.
Однако, ситуация представляется разрешимой в 5-10-летний период при условии выделения достаточного бюджетного финансирования для решения технологических задач морской геологоразведочной и добычной отрасли силами Минпромторга. Это подтверждается и международным опытом — работой частной международной компании Nautilus Minerals, которой хватило 9 лет для подготовки полного технологического обеспечения проведения геологоразведочных и добычных работ на глубоководные полиметаллические сульфиды в территориальных водах Папуа-Новая Гвинея.
Нельзя исключать и международной кооперации при подготовке добычных технологий подводных руд. К этому есть предпосылки — предложения германских контракторов к кооперации и предложения компании Nautilus Minerals к лизингу их оборудования.
Необходимо отметить хорошие результаты в вопросах переработки руд ЖМК. В 1980–1990 гг. в ФГУП ЦНИИчермет была разработана пирометаллургическая технология переработки тихоокеанских железомарганцевых конкреций, обеспечивающая комплексное использование сырья с извлечением в товарную продукцию не только кобальта, меди и никеля, но и марганца. Полупромышленные испытания были проведены в 1984 г. на укрупненной пробе ЖМК массой 300 тонн и подтвердили правильность выбранной технологии.

Сквозное извлечение ценных компонентов из ЖМК Тихого океана 



Текст: Константин Муравьев, Ирина Пономарева, Борис Ширяев, Александр Серегин
Все новости