Станет ли Россия морской сырьевой державой?

16 марта 2016


В последние 15 лет ряд стран проводят целенаправленные разведочные работы в океане и готовятся к началу освоения морских месторождений. исследования сосредоточены на участках Международного района морского дна и регулируются специально созданным при ООН Международным органом по морскому дну (МОМД). В марте 2016 года заканчивается российский контракт с МОМД на железомарганцевые конкреции. Как обстоят дела с выполнением международных обязательств и не потеряет ли Россия свои права на разработку?

Мировой океан как важнейший объект человеческой деятельности является сферой приложения политических, экономических, оборонных и научных интересов многих государств. На современном этапе одним из приоритетных направлений реализации этих интересов является решение проблемы изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана, которые рассматриваются в качестве последнего в пределах земного шара источника рудного сырья, способного обеспечить устойчивость развития мировой экономики на многие десятилетия вперед.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предоставила прибрежным государствам право устанавливать в прилегающих акваториях исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку природных сырьевых ресурсов. В результате научно-технического прогресса оказались досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящихся на морском дне за пределами континентального шельфа. Реальная перспектива их добычи породила проблему правового регулирования эксплуатации природных ресурсов в зоне Мирового океана, получившей название Международного района морского дна за пределами действия национальной юрисдикции.
Естественно, что правовой режим этого района и эксплуатация его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только совместно всеми государствами, подписавшими Конвенцию. В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в Международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости, с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Для регулирования этой деятельности в 1994 году был создан Международный орган по морскому дну (МОМД, International Seabed Authority — ISA) — организация, которая координирует деятельность в глубоководных районах морского дна за пределами национальной юрисдикции, особенно в целях управления минеральными ресурсами этих районов. Штаб-квартира МОМД находится в Кингстоне (Ямайка). Членами МОМД, подписавшими Конвенцию (по состоянию на 2015 год), являются 166 государств и Европейский союз. МОМД контролирует соблюдение предусмотренного в Конвенции режима для поощрения и регулирования разведки и разработки глубоководных полезных ископаемых государствами, юридическими лицами и другими субъектами. По этой системе любая подобная деятельность может осуществляться на законном основании только тогда, когда между заинтересованным субъектом и МОМД подписан соответствующий контракт.
Основными группами полезных ископаемых, разведка и разработка которых регламентируются МОМД, являются железомарганцевые конкреции, глубоководные полиметаллические сульфиды и кобальтоносные железомарганцевые корки. На сегодняшний день подписаны типовые 15-летние контракты c 23 контракторами: 14 контрактов на разведку железомарганцевых конкреций в зоне Кларион-Клиппертон Тихого океана (13 контрактов) и в Индийском океане (1 контракт); 5 контрактов на разведку полиметаллических сульфидных руд в районах Аравийско-Индийского, Западно-Индийского и Срединно-Атлантического глубоководных хребтов; 4 контракта на разведку кобальтоносных корок в западной части Тихого океана. Согласно подписанным контрактам, каждый из контракторов имеет эксклюзивное право на разведку участка начальной площадью не более 150 000 кв. км по железомарганцевым конкрециям, не более 100 000 кв. км по глубоководным полиметаллическим сульфидам и не более 3000 кв. км по кобальтоносным железомарганцевым коркам. В соответствии с принятыми стандартными условиями каждый контрактор обязан ежегодно предоставлять в МОМД отчеты о своей деятельности. Отчеты должны, в том числе, включать данные мониторинга экологической ситуации в районе деятельности.
Изучение и освоение минеральных ресурсов глубоководных районов Мирового океана (на дне и в недрах), обеспечивающие закрепление прав Российской Федерации на разведку и разработку ресурсов морского дна за пределами юрисдикции прибрежных государств, является одним из приоритетных направлений национальной морской политики, предусмотренных Морской доктриной Российской Федерации. Поручением Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 № МК-П4-13879 ответственным за реализацию данного направления определено Минприроды России. В настоящее время Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) финансирует работы по поискам твердых полезных ископаемых в Мировом океане по трем направлениям: железомарганцевые конкреции (ЖМК), глубоководные полиметаллические сульфиды (ГПС) и кобальтоносные железомарганцевые корки (КМК). Работы ведутся силами подведомственных Роснедрам организаций: ФГУНПП «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» (ПМГРЭ), ГНЦ ФГУГП «Южморгеология» и ФГУП
«ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга».
К сожалению, в тексте утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 1143-р «Концепции федеральной целевой программы «Мировой океан» на 2016–2031 годы» вопросы разведки и разработки месторождений минеральных ресурсов на дне океанов не нашли своего отражения.

Международные контракты и обязательства российских контракторов перед МОМД

В соответствии с положениями Конвенции ООН юридические лица и поручившиеся за них государства, прошедшие по линии МОМД процедуру утверждения планов работ на разведку определенных видов минеральных ресурсов и заключившие с МОМД соответствующие контракты, сохраняют права на доступ к этим ресурсам только при безусловном выполнении контрактных обязательств.
Контракты имеют типовой характер и представляют собой юридическое оформление плана собственно разведочных работ, разработки технологий и технических средств добычи руд, их переработки, а также ряда сопутствующих мероприятий: подготовки персонала МОМД и развивающихся государств, экологических исследований и оценки экологических последствий разведочной и добычной деятельности. Пятнадцатилетние контракты на разведку этих полезных ископаемых заключены между МОМД и ГНЦ ФГУГП «Южморгеология» 29 марта 2001 года по ЖМК, между МОМД и Минприроды России — 29 октября 2012 года по ГПС и между МОМД и Минприроды России — 10 марта 2015 года по КМК.



Железомарганцевые конкреции (Контракт от 29 марта 2001 года)

Железомарганцевые конкреции (ЖМК) представляют собой комплексную руду, основными компонентами которой являются Mn, Ni, Cu и Co. Конкреции в виде своеобразных россыпей залегают на поверхности океанского дна, образуя гигантские по площади (сотни тысяч — первые миллионы квадратных километров) скопления (рудные поля ЖМК). Всего в Мировом океане насчитывается порядка 15 таких полей с общими ресурсами руды более
500 млрд тонн. Извлекаемая ценность 1 тонны руды оценивается в 1200–1300 долларов (без учета РЗЭ).
В настоящее время контракт находится в завершающей стадии. Российский разведочный район (РРР) ЖМК в зоне Кларион-Клиппертон Тихого океана имеет площадь 75 000 кв. км. Суммарные прогнозные ресурсы ЖМК района по результатам проведенных работ составляют 580 млн тонн во влажной массе. Ожидается, что к концу контрактного срока будет обозначен добычной район и в его пределах будут разведаны запасы ЖМК категорий С1 и С2 общим объемом не менее 180 млн тонн руды, что позволит добывать по 3 млн тонн в год в течение 20 лет. Двадцатилетний срок добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ) в Мировом океане определен в соответствии с положениями Конвенции ООН.
Главная проблема геологоразведочных работ на ЖМК состоит не столько в оценке ресурсов и качества сырья, сколько в изучении горно-геологических условий локализации руд. Дело в том, что с детализацией работ происходит дробление и усложнение строения рудных залежей, определяемых горно-геологическими условиями и их локализации. Основным препятствием для инициирования работ разведочной стадии является отсутствие у предприятия, реализующего работы по контракту, аппаратурно-технических средств, в первую очередь придонного многолучевого эхолота. Практически не выполняется ни одно из контрактных обязательств — разработка и натурные испытания прототипа добычной системы, что, в том числе, препятствует обоснованию постоянных кондиций, а следовательно, и подсчету запасов по промышленным категориям.
Одним из наиболее сложных по исполнению контрактных обязательств являются разработка и испытание в опытном режиме технологии добычи ЖМК. По состоянию на текущий момент российские достижения в этой сфере ограничиваются лишь морально устаревшим техническим проектом, разработанным институтом ВНИПИОкеанмаш, конструкторским бюро «Южное» и ЦКБ «Восток» еще в период СССР. Средства на НИОКР по разработке технологии добычи в постсоветское время не выделялись.
Решение задач заключительного этапа контракта на разведку ЖМК невозможно без кардинального обновления аппаратурно-технических средств подводно-геологических исследований, технико-технологические характеристики которых должны соответствовать требованиям обеспечения масштаба работ 1:50 000.
Хотя с момента начала действия контракта геологоразведочные работы на площади Российского разведочного района носили регулярный характер, темпы этих работ в период до 2010 года были совершенно недостаточными для обеспечения выполнения их графика, предусмотренного утвержденным МОМД планом. Основной причиной являлась хроническая (более чем 50-процентная) недофинансированность геологоразведочных работ в период с 2001 по 2009 год. Срок действия контракта на разведку ЖМК истекает в марте 2016 года. В соответствии с решением Минприроды России, положениями Конвенции и регламентирующими документами МОМД ГНЦ ФГУГП «Южморгеология» подготовлена и направлена в МОМД заявка на продление данного контракта на последующие пять лет.

Глубоководные полиметаллические сульфиды (Контракт от 29 октября 2012 года)

Глубоководные полиметаллические сульфиды (ГПС) представляют собой Cu-Zn-Au-Ag-Pb руды массивного типа, слагающие холмообразные постройки высотой до первых десятков метров на участках гидротермальной деятельности в пределах рифтовых зон срединно-океанических хребтов и задуговых бассейнов на глубинах 1000–5000 м. Рудные тела мощностью до 100 м имеют грибовидную форму с подводящим штокверком. Предварительно оцененные ресурсы ГПС Мирового океана составляют сотни миллионов тонн рудной массы.
Российские исследования ГПС осевой зоны Срединно-Атлантического хребта (САХ) проводятся ФГУНПП «ПМГРЭ» и ФГУП «ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга» с 1985 года.
В ходе этих работ в рифтовой долине САХ были открыты значимые объекты ГПС, содержащие руды, богатые медью, цинком, золотом, серебром и другими полезными элементами. После одобрения заявки России на 17-й сессии МОМД в июле 2011 года исследования ГПС направлены на изучение конкретных участков дна Атлантического океана, выделенных России. В октябре 2012 года в Москве был заключен Контракт на разведку полиметаллических сульфидов между МОМД и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Исследуемый Российский разведочный район (РРР-ГПС) расположен в осевой зоне САХ в интервале широт 12°48'36''–20°54'36'' N и включает 100 блоков размером приблизительно 10×10 км каждый.
Поисковые работы первого 6-летнего этапа исследований (2012–2018 годы) ориентированы на выполнение задач, сформулированных в Контракте: площадная батиметрическая съемка, профильная сонарная съемка в комбинации с измерением естественного электрического поля, телепрофилирование, гидрофизическое зондирование, донный пробоотбор, инженерно-геологические и экологические исследования. В результате работ первого этапа должны быть выявлены первоочередные перспективные районы для проведения более детальных разведочных работ, для чего требуется комплексное геолого-геофизическое и экологическое изучение всех блоков РРР-ГПС с использованием указанных в Контракте методов.
Второй этап, связанный с более детальными исследованиями, начинается с 2019 года. Не позднее середины 2020 года предстоит подготовить обоснованный отказ от 50 (менее перспективных) блоков из 100, входящих в РРР-ГПС. Не позднее середины 2022 года предстоит отказ от еще 25 блоков из отобранных 50. Окончательное заключение о перспективности оставшихся 25 блоков следует подготовить не позднее середины 2027 года. На настоящий момент в рамках первого этапа обследовано 53 блока, находящихся в процессе выполнения. До 2019 года планируется выполнить три геологоразведочные экспедиции, чтобы завершить предварительное обследование всех 100 блоков.
Предварительно в пределах исследованных разведочных блоках РРР-ГПС открыто 12 рудных узлов и полей ГПС с прогнозными ресурсами рудной массы категорий Р2 и Р3 не менее 100 млн тонн. Более точный прогноз возможен на поздних стадиях при использовании инновационных геофизических методов и заверочного бурения перспективных площадей на глубину 80–100 м от поверхности дна.
Для успешного осуществления работ оценочной и разведочной стадий на ГПС необходима модернизация существующего технико-технологического обеспечения этих работ и расширение его состава за счет новых подводно-технических средств разведки, таких как многофункциональные роботизированные телеуправляемые подводные аппараты (ТПА) и погружные буровые установки. Определенный задел в области создания таких средств
в нашей стране имеется. Речь идет прежде всего о ТПА РТ-6000, разработанном ГНЦ ФГУГП «Южморгеология», погружной буровой установке ГБУ-3/4000, а также проекте бурового станка ТК-15 ОАО «Севморгео». Отдельно следует упомянуть чрезвычайно эффективный электроразведочный комплекс МАК-1ЕП, позволяющий находить рудные тела ГПС. Данный комплекс является инновационной российской разработкой (совместный проект «Южморгеология», ПМГРЭ и «Севморгео»). Работы по проектированию и созданию собственно добычной техники и технологий, к сожалению, пока даже не начаты.
Как вариант, в перспективе может рассматриваться привлечение к добыче сульфидов РРР-ГПС иностранных компаний, уже имеющих добычную технику и опыт отработки ГПС.

Кобальтоносные железомарганцевые корки (Контракт от 10 марта 2015 года)

Кобальтоносные железомарганцевые корки представляют собой комплексную руду на Co, Mn, Ni и РЗЭ. Корки в виде сплошных покровов толщиной до 20 см залегают на поверхности твердых субстратов подводных гор и поднятий. Рудные поля КМК распространены во всех океанах, но наиболее крупные из них сосредоточены в западном секторе Тихого океана. Общие ресурсы КМК в Мировом океане составляют около 10 млрд тонн. Извлекаемая ценность 1 тонны руды — 700–800 долларов (без учета РЗЭ).
Российский разведочный район КМК (РРР-КМК), расположенный в районе Магеллановых гор, состоит из 150 блоков площадью
20 кв. км каждый. Прогнозные ресурсы КМК района составляют порядка 280 млн тонн. Ожидается, что к концу контрактного срока в контурах 50 блоков, которые составят РРР-КМК, будут разведаны запасы КМК категорий С1 и С2 общим объемом не менее 45 млн тонн.

Возможность продления сроков по международным контрактам

В настоящее время опасение по срокам полного исполнения контрактных обязательств вызывают поисково-разведочные работы по ЖМК. При сохранении нынешних темпов геологоразведочных работ для изучения оставшихся 50% площади полигона и, соответственно, завершения оценочной стадии работ потребуется еще не менее шести лет. Конвенцией ООН по морскому праву допускается возможность продления контрактов на периоды по пять лет без увеличения темпов геологоразведочных работ. В частности, в пункте 3.2 описания сроков действия контракта раздела 3 стандартных условий контракта на разведку в приложении II действующих контрактов сказано: «По заявлению Контрактора не позднее чем за шесть месяцев до истечения настоящего контракта контракт может быть продлен на сроки, не превышающие пяти лет каждый, на таких условиях, которые Орган и Контрактор могут в тот момент согласовать в соответствии с Правилами. Такие продления утверждаются, если Контрактор добросовестно пытался соблюсти требования настоящего контракта, однако в силу неподвластных ему обстоятельств не смог завершить необходимую подготовительную работу для перехода к этапу разработки, либо если такой переход не оправдывается сложившейся экономической конъюнктурой».

Судовое обеспечение проблемы освоения твердых полезных ископаемых

Выполнение обязательств России перед МОМД требует наличия специализированных судов и технических средств. В настоящее время океанский научно-исследовательский флот системы Минприроды России насчитывает три специализированных судна водоизмещением 5200 тонн каждое («Южморгеология», «Геленджик» (ГНЦ ФГУГП «Южморгеология») и «Профессор Логачев» (ПМГРЭ)). Все эти суда еще советской постройки были созданы на базе рыболовецких траулеров, спроектированных по техническим требованиям начала
70-х годов прошлого века. Технико-экономические показатели судов не соответствуют современным требованиям, а износ их превышает 85%. Имеющееся в настоящее время специализированное технологическое оборудование для разведки морских твердых полезных ископаемых существенно уступает мировым образцам и не обеспечивает выполнение контрактных обязательств. Вопрос о пополнении научно-исследовательского флота неоднократно рассматривался на заседаниях Морской коллегии, где отмечалась необходимость создания новых судов с целью выполнения Россией международных обязательств. Что касается судов для глубоководной морской добычи твердых полезных ископаемых, такие суда в стране попросту отсутствуют. Отсутствует и специализированное технологическое оборудование для выполнения работ по опытно-методической отработке (добыче) твердых полезных ископаемых морского дна.
В ЦНИИ им. А.Н. Крылова закончена разработка концепции (концептуального проекта) двух судов — разведочного и добычного. В их концепции учтены все современные требования безопасности, предъявляемые к работам, проводимым в открытом море. Они обладают системой динамического позиционирования, улучшенными показателями по экономичности, высокой автономностью, позволяющей достаточно долго работать на полигоне, предусмотрена возможность установки различного геологоразведочного и добычного оборудования. Одной из задач концептуального проекта было разработать именно универсальные суда, которые могли бы выполнять самые различные морские работы.
Работы проводились по госконтрактам в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2009–2016 годы. К сожалению, ни по срокам, ни по ожидаемым результатам эти госконтракты никак не были увязаны с международными контрактами с МОМД. Каждое из упомянутых концептуальных судов представляет собой своего рода универсальную «платформу» (судно-носитель) для добычной техники и оборудования, специализированных для каждого из трех видов подводных полезных ископаемых (ЖМК, ГПС и КМК). Однако на сегодняшний день из-за отсутствия общей координации работ в рамках международных контрактов в России не разработана ни сама добычная техника, ни технологии добычи этих полезных ископаемых. А без этого невозможно продолжить работы над новыми судами уже на стадии технического проекта. К тому же для этого потребуется и финансирование, а среди приоритетных направлений Государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» на 2013–2030 годы разработка специализированных судов для разведки и добычи глубоководных твердых полезных ископаемых мирового океана не фигурирует.

Многоцелевое научно-исследовательское судно для поиска и разведки твердых полезных ископаемых

В 2012–2013 годах в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» предприятием ФГУП «Крыловский государственный научный центр» совместно с соисполнителями была выполнена «Разработка концептуального проекта многоцелевого научно-исследовательского судна нового поколения для геологоразведочных работ в Мировом океане» (шифр «НИС Гео»). В результате был разработан концептуальный проект нового научно-исследовательского судна для поиска и разведки морских твердых полезных ископаемых (ТПИ).
Судно предназначено для проведения комплексных геолого-геофизических, экологических и аналитических исследований по поиску и разведке месторождений ЖМК, ГПС, КМК и других нетрадиционных видов полезных ископаемых.
Назначение судна:
• картирование рельефа дна и промерные работы с использованием однолучевого и многолучевого эхолотов;
• акустическое профилирование с использованием параметрического профилографа;
• геоакустическая съемка поверхности дна и сейсмоакустическое профилирование грунтового основания буксируемыми гидролокаторами бокового обзора с профилографом;
• фото- и теленаблюдения с использованием буксируемых необитаемых аппаратов;
• осмотровые работы буксируемыми и автономными необитаемыми аппаратами;
• геологическое опробование с применением грунтовых трубок, драг и тралов, коробчатых пробоотборников и дночерпателей, буровых агрегатов на глубинах до 6 тыс. м;
• проведение экспресс-аналитических определений для геохимических, инженерно-геологических и экологических исследований;
• вертикальное гидрофизическое и гидрохимическое зондирование;
• геофизическое (сейсмоакустика, магнитометрия, гравиметрия) профилирование;
• проведение исследований и подводно-технических работ с телеуправляемыми подводными аппаратами;
• установка и снятие буйковых станций, проведение испытаний грунтов in situ;
• испытания аппаратуры и оборудования для поиска и разведки ТПИ;
• навигационная привязка получаемых данных средствами подводной навигации;
• метеорологические наблюдения с регистрацией данных;
• наблюдения за морскими животными и птицами.
Судно может проводить и другие научные исследования посредством установки модульных лабораторий и съемного оборудования, использования промерного катера и других средств судна, а также совместного использования с другими научно-исследовательскими судами. Судно имеет возможность автономно проводить длительные исследования в условиях чистой воды, разреженных ледовых полей, а также совершать переходы под проводкой линейного ледокола.
Дальнейшая реализация проекта позволит выполнить международные обязательства России, а также пополнить российский научно-исследовательский флот судном, соответствующим мировому уровню, а по ряду параметров превосходящим существующие зарубежные аналоги.



Многоцелевое научно-исследовательское судно для опытно-методической отработки (добычи) ресурсов недр Международного района морского дна

В 2012–2014 годах в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» предприятием ФГУП «Крыловский государственный научный центр» совместно с соисполнителями была выполнена «Разработка концептуального проекта многоцелевого судна для проведения опытной добычи ресурсов недр Международного района морского дна (ЖМК, ГПС, КМК)» (шифр «НИС ЖМК»).
В результате был разработан концептуальный проект нового научно-исследовательского судна для опытной добычи ТПИ, была подготовлена документация для разработки технического задания на дальнейшие этапы создания судна и технологического оборудования для опытно-методической отработки ТПИ в соответствии
с контрактами на разведку ТПИ, оформлены правоустанавливающие документы.
Судно предназначено для проведения работ по опытной добыче ЖМК, ГПС, КМК
и других нетрадиционных видов полезных
ископаемых.
Назначение судна:
• обеспечение проведения натурных, исследовательских, доводочных и приемо-сдаточных испытаний элементов, систем и опытной добычной установки;
• отработка технологии добычи, включая определение рациональных технологических схем работы, взаимодействия судна, его систем и агрегатов в зависимости от реальных условий окружающей среды и месторождения;
• отработка приемов и навыков работы с комплексом технических средств для опытной добычи ЖМК;
• проведение добычи ТПИ в объемах, достаточных для отработки технологии их металлургического передела;
• уточнение запасов полезных ископаемых путем обработки определенных контрольных площадей;
• проведение испытаний элементов и узлов промышленного добычного оборудования (в пределах возможности судна) для обеспечения проектирования и создания средств промышленной добычи;
• подъем затонувшего при испытаниях оборудования.
Судно обеспечивает проведение основных и вспомогательных технологических процессов, а также обслуживающих процессов:
• сбор ТПИ со дна и подъем на борт судна;
• первичное обогащение ТПИ;
• сброс технологических отходов («хвостов») в море на экологически безопасную глубину;
• хранение ТПИ;
• перегрузка ТПИ на транспортное судно и на берег;
• монтажные, демонтажные работы и проведение спуско-подъемных операций;
• перегрузка грузов снабжения и обеспечивающего персонала в море.
Судно может выполнять альтернативные работы при соответствующем переоборудовании.
Дальнейшая реализация проекта позволит выполнить контрактные обязательства России, а также пополнить российский научно-исследовательский флот судном, не имеющим мировых аналогов.


Проблемные вопросы исполнения обязательств по международным контрактам и возможности их решения

Обязательства по контрактам с МОМД, поручителем по которым выступает Правительство Российской Федерации, можно разделить на два крупных блока: собственно геологоразведочные работы в Мировом океане и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке техники и технологии разведки и добычи ТПИ в Мировом океане. Хотя часто эти вопросы очень тесно взаимосвязаны. Контракторы обязуются проводить работу в соответствии с утвержденным МОМД планом работ, изложенным в приложении к контракту. Все проблемы с исполнением контрактных обязательств, которые возникают или могут возникнуть, связаны с возможными нарушениями сроков.
Если обязательства по проведению геологоразведочных работ российской стороной в целом выполняются, хотя и не в полном объеме, то включенные в контрактные обязательства научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, необходимые для завершения стадии разведочных работ, подтверждающие реализуемость получения конечного продукта и инвестиционную привлекательность проектов, в настоящее время не имеют финансового обеспечения и по этой причине проводятся в крайне ограниченных объемах.
Если по общим затратам Россия не отстает от других контракторов, то в структуре затрат виден явный перекос в сторону геологоразведочных работ с катастрофическим отставанием финансирования НИР и НИОКР. Здесь с большим отрывом лидируют Индия и Южная Корея. Затраты этих контракторов на разработку технологий добычи и переработки существенно превышают суммы, потраченные на оценку ресурсов. То же касается и финансирования экологических исследований, где лидерами являются Китай, Германия, Япония и Южная Корея.
Для успешного выполнения положений Морской доктрины РФ, указа Президента РФ от 22.11.1994 № 2099 (по ЖМК) и распоряжений Правительства РФ от 28.07.2012 № 1360-р и 03.11.2012 № 2064-р (по ГПС и КМК), а также международных контрактных обязательств перед МОМД в полном объеме необходимо в ближайшее время принять целый ряд ведомственных решений организационного и финансово-экономического характера. Необходима также ревизия методических и нормативных документов, определяющих регламент поисково-разведочных работ на ТПИ в Мировом океане с целью их дальнейшей актуализации.
Проблемные вопросы, ставящие под угрозу исполнение контрактных обязательств, можно сформулировать следующим образом.
1. Отсутствие централизованной организации, координации и управления работами по выполнению контрактных обязательств и программно-целевого планирования и финансирования.
2. В силу разных причин имеется значительное отставание в графике исполнения обязательств по контракту на разведку ЖМК.
3. Недостаточность материально-технического обеспечения морских геологоразведочных работ: недостаточно средств на полный комплекс экспедиционных работ по каждому типу минерального сырья, морально устаревшие исследовательский флот и технические средства. Особенно остро эта проблема стоит при исполнении контрактных работ на ГПС, где для оценки ресурсов и подсчета запасов необходимо проведение разведочного бурения с использованием глубоководных буровых установок с глубиной бурения не менее 50 метров.
4. Отсутствие работ по созданию добычной технологии.
5. Проблема источников финансирования экологических работ и проведения стажировок для МОМД.
6. Отсутствие геолого-экономических расчетов, оценивающих рентабельность потенциальных добычных работ и влияние поступления нового сырья на глобальный рынок металлов.
7. Отсутствие сценариев перехода к добычным работам.
В целом всеми исполнителями работ понимается важность задач, связанных с исполнением обязательств по контрактам на разведку с МОМД, как экономических, так и геополитических. При этом наблюдается полное отсутствие планов их реализации и общей координации работ со стороны какого бы то ни было государственного ведомства.
Для исполнения контрактов в полном объеме требуются:
— актуализация объемов финансирования, необходимого для выполнения международных контрактов с разбивкой по направлениям: геологоразведочные работы, НИР, НИОКР, экология
и т. д.;
— инициализация решения Правительства РФ о финансовом обеспечении постановлений Правительства об исполнении международных контрактов в рамках межведомственной программы (Минпромторг России и Минприроды России);
— выделение отдельной бюджетной строки под исполнение международных контрактов;
— разработка нормативных документов по геологоразведочным работам в Мировом океане, включая разработку и принятие законов на федеральном уровне (требования МОМД);
— модернизация существующих судов и строительство новых;
— оптимизация управления научным флотом;
— инициализация и развитие международного сотрудничества и кооперации в сфере разработки технологий отработки (добычи) глубоководных ТПИ;
— привлечение частного капитала к морским работам на законодательном уровне за счет выделения льгот и преференций.
Одним из первых шагов по решению этих вопросов видится создание специального раздела
в ФЦП «Мировой океан» на 2016–2031 годы,
отдельной Федеральной целевой программы, посвященной морским геологоразведочным и добычным работам в Мировом океане, а также особого органа, выполняющего функции координационного совета, в который бы вошли представители всех ведомств и институтов, участвующих в реализации контрактов с МОМД по разведке и разработке твердых полезных ископаемых в Международном районе морского дна. Роль такого координирующего органа могла бы на себя взять и Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации.


ТЕКСТ К.Г. Муравьев, Г.А. Черкашёв, А.А. Лайба, С.А. Козлов, С.Л. Ивановский, В.В. Стрекопытов
ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга, ФГУНПП «Полярная морская геологоразведочная экспедиция»,
ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», «Редкие земли»
Все новости