Вячеслав Шпорт: «Главное – не железяки, не кирпичи и не здания, главное – это люди»

3 сентября 2015

Фото: Официальный информационный портал Хабаровского края
Текст: Роксолана Черноба

Вячеслав Иванович Шпорт более 20 лет работал на Комсомольском-на-Амуре Авиационном производственном объединении им. Ю.А. Гагарина (КнААПО). где прошел путь от мастера до главного инженера. Доктор технических наук, профессор Академии военных наук, автор десяти изобретений, закрепленных патентами. Заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. с 2009 года - губернатор Хабаровского края.

«РЗ»: Почему все говорят, что кроме вас, никто настолько хорошо не знает о ТОР (территория опережающего развития?

Вячеслав Шпорт: Видимо, потому что я стоял у истоков, когда мы вместе с Министерством развития Дальнего Востока определяли, какую форму поддержки выбрать инвесторам, как их «обозвать», что для этого необходимо. Я этим занимался уже давно, много десятков лет назад, когда это были не ТОРы – это были технозоны, технопарки, индустриальные парки. Мы придумывали разные формы – кластерные, для того, чтобы как-то объединиться, как-то выбрать лидирующее направления для региона, который приносили бы пользу, и как привлечь инвестора.

Поэтому, имея опыт, я участвовал во всех начальных стадиях обсуждения, когда определялось, что такое ТОР. В результате всех этих обсуждений на площадки Минвостокразвития родилась идея называть их не ТОРами, а ТОСЭРами (территория опережающего социально-экономического развития). Почему ТОСЭР появился – я это предложение вносил, другие вносили, мы особо настаивали на площадке Комсомольска-на-Амуре, потому что там должны быть социальные объекты. Обязательно должны быть созданы жилищные условия, культурные условия, детский-сад-школа-больница, спортивные сооружения. И только в таком комплексе, микрорайоне может создаваться высокоинтеллектуальный продукт- скажем, для самолетов – то, что мы сегодня планируем построить в городе Комсомольск-на-Амуре. Это было принято нормально. Может, потому, что я понимаю эти вещи – я же работал на предприятии много лет, и знаю. что главное – не железяки, не кирпичи и не здания, и не болтология языком. Главное – это люди. Если люди есть, если есть специалисты, если для них созданы условия – мы постоим и заводы. Если ничего этого нет, то мы ничего не построим, а то, что построим – развалится без людей. Вот это, мне кажется, самое главное: кадры, квалификация, подготовка кадров. И, конечно, условия для инвесторов, чтобы они были прописаны в законе о создании территорий.

Может быть, потому мы и смогли первыми доказать на всех комиссиях, которые возглавляет Юрий Петрович Трутнев (Полпред президента РФ в ДФО), которые возглавляет премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев, что мы готовы к получению права создать территорию опережающего развития. И тогда получилось, что из трех территорий две площадки получили Хабаровский край, одну площадку – Приморский край, потому что мы оказались более вразумительны, более готовы и доказательны. Сегодня уже появились другие площадки на других территориях. Мы как пионеры-первопроходцы: проходим, пробиваем дорогу. Дорога оказалась непростая, и мы ее пробиваем. корректируем документы, действия чиновников (их все равно не обойти, и наших и федеральных) и тем самым создаем хорошую площадку для следующих регионов, которые идут уже по проторенному пути. Мы отрабатываем эти вещи, мы – пионеры, на которых всегда приходится первый удар.

Сегодня мы уже прошли львиную дол. препон, которые стоят на пути к достижению цели. Еще есть ряд бюрократических процедур, но , надеюсь, мы в ближайшее время их пройдем. Хотелось бы, чтобы мы в этом году приступили к строительству предприятия в Комсомольске-на-Амуре, на территории опережающего социально-экономического развития – первого предприятия, которое будет делать детали и компоненты для авиационной техники.

«РЗ»: С кем идет сотрудничество по инвестициям?

Вячеслав Шпорт: Сегодня пока у нас, если говорить о том, что уже существует, у нас есть наши, российские инвесторы, и они преобладают. Есть инвесторы из Японии, с которыми работаем мы на другой площадке в Хабаровске. Уже идет полным ходом строительство тепличного комплекса для выращивания овощей в закрытом грунте. Японцы в этом преуспели – у них самые современных технологии, а в Хабаровском крае самые суровые условия для выращивания сельхозкультур. Для нас приоритетно выращивание в закрытом грунте, мы считаем это направление перспективным, и мы уже строим, и в следующем году должны сдать первую очередь крупнейшего тепличного комплекса. Затем пойдем на вторую очередь – томаты, огурцы, затем паприка, зелень.

«РЗ»:..цветы?

Вячеслав Шпорт: Нет, цветы пока не планируем, это уже будет прикладным. У нас задача – закрыть тему и преодолеть точку безопасности обеспечения продовольствием жителей Хабаровского края. Мы овощами себя пока не обеспечиваем, только картофелем, а другими культурами – только 40-60 процентов. Мы планируем довести до полного обеспечения себя плодоовощной продукцией при помощи этих теплиц. Одну теплицу мы заложили на площадке с японцами, а вторую теплицу, такую же по мощности и по технологиям, заложили с нашим российским инвестором. Когда они увели, что пришли иностранцы, быстро, в течение двух месяцев, появился наш инвестор, и мы тут же с ним подписали соглашение – так что есть наша российская компания, которая будет строить такую же теплицу, и , как они говорят, даже лучше. Это хорошо – появилась конкуренция!

«РЗ»: А кто является инвестором в самолетостроении? Иностранные компании, или российские?

Вячеслав Шпорт: Пока у нас есть один якорный инвестор – компания «Энергия», которая уже подписала все соглашения с нами, с Министерством, и будет строить предприятия по производству авиационных деталей. Других компаний пока нет, есть предварительные договоренности с рядом компаний, нашими и иностранными, с которыми мы планируем провести переговоры на площадке форума, и с некоторыми мы будем подписывать соглашения.

«РЗ»: С кем планируете подписать соглашения?

Вячеслав Шпорт: Это пока конфиденциально, не принято заранее говорить, потому что еще нет соглашения. Когда соглашения будут подписаны, мы расскажем об этом прессе. И подписание, и переговоры – все это есть в программе. для того и существует эта площадка – чтобы встретиться, переговорить. Например, с японцами мы два года назад встретились на Санкт-Петербургском форуме, ударили по рукам, договорились – через год на форуме выступали с докладом, встретились с той компанией (JGC Evergreen) и подписали протокол о намерениях. И в этом году они уже приехали и подписали соглашение и тяпкой разбили по их принципу песочные конусы. Сегодня уже идет полным ходом строительство тепличного комплекса. Прошло два года – это самый минимальный срок. который может пройти с момента переговоров. Обычно проходит от трех до пяти лет. Мы не можем сказать, что мы завтра здесь все решим. Будем встречаться и разговаривать.

«РЗ»: Задам вам тот же вопрос, что и Владимиру Владимировичу Путину: каким вы видите мир через десять-пятнадцать лет? Каким бы его хотели видеть?

Вячеслав Шпорт: Я бы хотел видеть. чтобы наш край и наша страна прошла определенный виток развития, и мы бы видели эти достижения в виде новых производств и улучшения жизни наших граждан, и чтобы это можно было реально увидеть невооруженным глазом. Это современные предприятия (я всегда экономику ставлю во главу угла), чтобы молодежь, которая без компьютера жить не может, могла найти себе комфортные условия работы. А раз они комфортные – они и будут оплачиваться достаточно хорошо. Каждый человек должен уметь сам устроить свою жизнь, чтобы ему не субсидии платили или дотации давали, а чтобы он мог зарабатывать деньги. Вот наша задача – создать такие условия, когда люди смогут применить свои знания, опыт, умения для того, чтобы устроить свою жизнь. Это означает, что у нас будет нормальное государство, именно этого мы добиваемся, внедряя всякие инвестпроекты.
Все новости