Станислав Гамзалов: «Россия войдет в пятерку мировых держав в области машиностроения»

9 октября 2014

Фото: Редкие земли
Сначала на территории Саратовской области был построен завод металлоконструкций — крупнейшее предприятие по выпуску железнодорожного подвижного состава и уникальных металлоконструкций для мостов, тоннелей и т.д. Следующим заводом стал «ВСЗ» — вагоностроительный завод в Балаково, Потом литейный завод «Балаково —Центролит». сейчас в энгельсе завершается строительство Локомотивного завода по проекту «Бомбардье». это уже четвертое предприятие холдинга «Новые инвестиции», который возглавляет станислав джахпарович гамзалов.

Редкие земли: Станислав Джахпарович, вас с Саратовом, с областью связывают многолетние деловые отношения. Расскажите о них.
В Саратове я уже десять лет. Начинал с завода металлоконструкций (ОАО «Завод металлоконструкций», город Энгельс). Завод производил мостовые и строительные конструкции. В 1992 году его перепрофилировали и добавили к нему вагоностроение с расчетной мощностью — 550 вагонов в год. Этот показатель был достигнут года три назад, но сейчас, в связи с кризисом, объемы упали. Но зато у нас вырос выпуск металлоконструкций. Вагон же состоит не только из кузовной части, у него еще есть колесные тележки, и эта позиция как раз дефицитная. В свое время мы очень сильно зависели от Украины и от Китая, которые нам поставляли эти самые тележки. Такая ситуация создавала определенную опасность для вагоностроительного бизнеса, потому что ставило его в зависимость от этих стран. Вот потому три года назад было принято решение построить в Балаково литейный завод «Центролит». Технология, которую мы сейчас делаем на этом литейном заводе, ее, по сути, в России еще нет. Мы пионеры в данной области.
РЗ: Наверное, без помощи областного правительства было бы трудно его построить?
Да, область оказала нам большую помощь. У нас рядом есть маленький заводик, он старенький, ему больше 50 лет. Там у нас было футбольное поле. Чтобы что-то строить, нужна инфраструктура, потому что это достаточно дорогое удовольствие. Мы от поля отказались, нам дали еще землю, и мы начали строить там новый завод. Самим было бы действительно тяжело потянуть, потому что все вопросы нужно было решать быстро. А когда помощь есть со стороны области, то все делается очень легко. Это удалось во многом благодаря Александру Михайловичу Стрелюхину, который тогда был вице-губернатором и заместителем председателя правительства Саратовской области. Он сам по образованию строитель и ушел из правительства области ради того, чтобы построить такой завод. За полтора года мы его построили. После этого запустили новую стройку. С компанией «Бомбардье» — одним из ведущих лидеров локомотивостроения. Таких у нас в мире всего три: немецкий «Сименс», французский «Альстом» и канадский «Бомбардье». Мы выбрали «Бомбардье». Договорись с ними, что они разработают нам проект. Хочу добавить, что период переговоров с «Бомбардье» был достаточно долгим, дольше даже сроков строительства завода. На переговоры я потратил года два, просто чтобы договориться… Ну, а потом начали строить завод по производству локомотивов. Год назад была закладка первого камня. К стройке приступили в ноябре прошлого года. Должны полностью закончить строительство в конце этого года. Александр Михайлович Стрелюхин сейчас как раз директор данного завода. Конечно, он удивительный человек, у него безумное количество энергии. И к счастью, на всех заводах такие директора. Если перед ними правильно поставлена задача, то она всегда выполняется. Для себя мы определили цель на базе этого нового строящегося завода при поддержке завода металлоконструкций Балаково — Центролит освоить весь спектр социального транспорта. Трамваи, скоростные поезда и т.д. Сначала, конечно, локомотивы, а потом уже дальше развивать линейку. Мы думаем достигнуть этого в ближайшие 3–4 года. В Екатеринбурге мы подписали соглашение о сотрудничестве с «Уралвагонзаводом». У него достаточно большой потенциал, их конструкторы — то, чего не хватает на сегодняшний день в России.
РЗ: В свое время представитель РЖД утверждал, что новый локомотивный завод не нужен, так как потребности РЖД полностью удовлетворяются существующими производителями. У вас с РЖД есть контракты, вы будете поставлять им свою продукцию?
Прежде нужно сделать опытный образец, потом будет целый комплекс испытаний. На это уйдет почти год. Нам надо доказать, что наш продукт — лучший. Мы сами должны в этом убедиться, а потом уже думать о контракте. Но я думаю, что та продукция, которая сейчас производится, морально устарела. То, что мы разрабатываем с «Бомбардье», двухсистемные локомотивы, — это новый, хороший продукт. РЗ: У вас есть опыт работы и с европейцами, и с китайцами. С кем вообще легче работать? «Бомбардье», как я уже сказал, канадская компания. Мы сотрудничаем с их европейским представительством, со штаб-квартирой в Цюрихе и Берлине. Не все идет гладко в связи с тем, что данный продукт является высокотехнологичным и разрабатывается он в данном случае специально для России. Поэтому сроки иногда сдвигаются.
РЗ: С европейцами — понятно, а как с китайцами?
Вы знаете, с европейцами иногда даже сложнее работать, чем с китайцами. Но китайцы — тяжелые переговорщики, с ними договариваться очень сложно. И исполнительность у них тоже иногда хромает. Мы сейчас ждем китайцев, чтобы налаживать оборудование, запускать линию в автоматическом режиме (сейчас она работает в ручном режиме). И мы надеемся, что в октябре уже выйдем на автоматический режим. Но все равно с китайцами сотрудничать непросто. Летать надо часто, расстояния большие…
РЗ: Станислав Джахпарович, мало построить завод и установить оборудование — нужно еще решить вопросы с квалифицированными кадрами. Как вы с этим справляетесь?
Полтора года назад, когда мы строили «Балаково —Центролит», мы столкнулись с большой нехваткой кадров. Мы с Александром Стрелюхиным посоветовались и решили сами воспитывать кадры. Пошли в электромеханический техникум, договорились с директором об открытии новых групп по обучению детей. Он пошел нам навстречу. Мы приобрели для техникума все пособия, книжки. И даже… купили общежитие, где полностью сделали ремонт. Там шикарный спортзал, актовый зал. Общежитие рассчитано на 90 человек, в основном это дети-сироты, которых мы нашли по всей области. Дети учатся, от завода мы им платим стипендию. Отличникам — 2 МРОТа, хорошистам — 1 МРОТ. Дети приходят к нам на практику, чему-то учатся, в чем-то помогают. Кадры растут. Первые ребята, которые проучились года полтора уже, приходят на работу утраиваться… Мы, к сожалению, забыли среднее специальное образование, все у нас с высшим образованием. Неважно каким, главное — диплом. Но то, что было при Советском Союзе — ПТУ — это уникальная вещь. А сейчас некому работать. Еще мы сотрудничаем с Харьковским институтом, в Кременчуге есть сталелитейный завод, оттуда кадры берем. На Украине очень хороший потенциал кадров, они приезжают к нам, несмотря на сложную обстановку. Особо хочу сказать о Крюковском вагоностроительном заводе в Кременчуге. Там сегодня работает 9 тыс. человек. Один из самых лучших заводов на постсоветском пространстве. Я даже думаю, один из самых лучших в Европе. Жалко этот завод, потому что он в связи со сложившейся ситуацией, наверное, тоже остановится. Хотелось бы перевезти технологии и опыт в Россию. Люди у нас ничуть не хуже, могут делать что угодно. Да и бывшие работники согласны переехать.
РЗ: Как вам видится развитие отрасли в будущем?
Я считаю, что кроме нефти и газа у нас все-таки будет машиностроение, станкостроение. То, что когда-то гремело при Советском Союзе, а потом потихонечку затихло. И Россия войдет в пятерку мировых держав в плане машиностроения. Потому что когда-то мы обучали китайцев всему, а сейчас вынуждены к ним ездить и покупать у них технологии. Мы должны создавать заново свою школу конструкторов, инженеров. Конечно, на это нужно много времени. Десятилетия... Наша страна всегда была мощной державой. Кстати, в Китае на старых предприятиях можно увидеть наши прессы, которым лет по 50. И если они строят новое предприятие, они эти прессы перевозят туда, потому что они надежные и качественные.
Все новости