Сокращение персонала - один из путей выполнения требования увеличения зарплаты научных работников к 2018 году?

24 апреля 2014

21 апреля 2014 года состоялось заседание Комитета по науке и наукоемким технологиям, на котором был рассмотрен проект государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (далее – Программы) на 2013 -2020 годы. В своих выступлениях депутаты отметили, что, по экспертным оценкам, ежегодные темпы прироста затрат на реализацию Программы в 2014-2020 годах должны составлять не менее 10-12% в постоянных ценах 2013 года, а при запланированных объемах финансирования на ее реализацию существуют риски недостижения ожидаемых результатов. По итогам обсуждения было утверждено заключение Комитета на проект Программы, в котором, в частности, говорится о том, что необходимость ее корректировки связана, прежде всего, с приведением в соответствие объемов ее финансового обеспечения с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». На реализацию Программы в 2013 году было предусмотрено увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки до 1,41% от ВВП. По прогнозу Минэкономразвития Российской Федерации в 2013 году эта величина составила 1,12% от ВВП. С учетом инфляции в 2014-2020 годах расходы на реализацию программы в постоянных ценах 2013 года будут фактически снижаться.

Предусмотренных в паспорте Программы ассигнований явно недостаточно для получения ожидаемых результатов – они могут быть достигнуты при финансировании науки, соответствующем развитым странам (не менее 1,7% от ВВП), а также при высоком уровне управления научно-техническим развитием, организации и планирования научных исследований и разработок.

В связи с планируемым уменьшением бюджетного финансирования Программы по сравнению с ранее утвержденным остается неясным, каким образом будут решены задачи увеличения объемов финансового обеспечения государственных научных фондов в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также повышения к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Очевидно, что одним из основных путей решения данной задачи будет дальнейшее сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками.

Также вызывает сомнения в научной и экономической обоснованности запланированное в проекте Программы повышение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей с 39,1% в 2013 году до 42,5% в 2020 году, а также снижения среднего возраста исследователей с 48 лет в 2013 году до 44,9 лет в 2020 году. На фоне указанного выше сокращения бюджетного финансирования Программы вызывает сомнение обоснованность планируемого роста удельного веса России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE, c 2,1% в 2013 году до 2,46% в 2020 году. Например, удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE составил 1,9% при совокупных ассигнованиях на гражданскую науку из федерального бюджета на уровне 0,57% от ВВП.

В этой связи следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации поручено уже к 2015 году обеспечить увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% от ВВП, увеличение удельного веса России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE до 2,44%. Очевидно, что для повышения научной и экономической обоснованности формируемых государственных программ необходимо разработать ведомственную методику оценки затрат на научные исследования и разработки как функции ожидаемых результатов Программы (числа научных публикаций, количества патентов на результаты интеллектуальной деятельности, объема инновационной продукции и др.). Особую актуальность приобретает решение данной задачи в условиях имеющихся бюджетных ограничений, а также внедрения новых форм финансирования государственного сектора науки путем предоставления субсидий научным учреждениям на выполнение НИР в рамках государственного задания.
Для оценки результатов научной и научно-технической деятельности, полученных в ходе реализации Программы, наряду с наукометрическими показателями, следует использовать экономические показатели, характеризующие капитализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в составе нематериальных активов и их доходность.
Все новости