Роль РАН в создании производства редких и редкоземельных металлов

23 февраля 2013

В начале 2012 года руководитель ГК «Росатом» С.В. Кириенко поднял вопрос о создании производства редкоземельных металлов (РЗМ) и продукции на их основе. Действительно, мировой рынок продукции с использованием РЗМ превышает 4 трлн. долларов СШа. Это самый динамично развивающийся сегмент мирового рынка, который ежегодно увеличивается на 16–20%. Лидером мирового рынка конечной продукции с РЗМ является континентальный Китай. На его долю приходится 1,67 трлн. долларов США. При этом Китай не совершал технологического прорыва; просто были созданы условия для привлечения стратегических инвесторов, которые дали инвестиции, технологии и доступ на мировой рынок, стимулировали производителей и исследовательские организации, определили условия функционирования и контроля внутреннего рынка в стране.



Директор НТЦ «Геотехфизприбор» ИФЗ РАН, доктор технических наук, член-корреспондент АН КР Валерий Валиевич Хабиров окончил Томский политехнический институт, получив специальность инженера-технолога редких и рассеянных элементов. В апреле 1964 г. был направлен на работу на Киргизский горнорудный комбинат (КГРК) Министерства среднего машиностроения СССР. С 1973 г. работал главным технологом – заместителем главного инженера по технологии. с 1989 г. – главныЙ инженер КГРК. В 1991 Г. – ПРЕЗИДЕНТ ПО «юЖПОЛИМЕТАЛЛ». В 1986 г. защищает диссертацию и ему присваивается степень доктора технических наук. В апреле 1989 г. В.В. Хабиров избран членом-корреспондентом Академии наук Киргизской Республики. Им проделана большая исследовательская работа как прикладного, так и теоретического характера. Результаты научной деятельности представлены более 100 научными отчетами, статьями и докладами, выполненными как лично, так и в соавторстве с другими работниками. Отдельные исследования и технические решения носят фундаментальный характер и явились основой разработки новых технологических процессов. В.В. Хабиров является автором и соавтором более 148 изобретений и патентов. С апреля 2002 г. В.В. Хабиров работал научным консультантом во Всероссийском научно-исследовательском проектном институте тугоплавких металлов и твердых сплавов, с октября 2002 г. работает помощником вице-президента РАН по минерально-сырьевым ресурсам и с апреля 2003 г. – директором научно-технического центра «Геотехфизприбор» Объединенного института физики земли РАН. В настоящее время В.В. Хабиров руководит работами по геотехнологии и созданию сейсмометров и аппаратуры, охранных комплексов нового поколения, активно работает по проблемам использования новой сейсмической техники в различных областях их применения. В.В. Хабиров является членом межведомственной рабочей группы по развитию редкоземельных металлов и продукции на их основе в Российской Федерации, член научно-технического Совета ОАО «Атомредметзолото» ГК «Росатом», эксперт в научно-технической сфере Министерства образования и науки Российской Федерации.

Таким образом, проблема создания производств РЗМ в Российской Федерации по всем показателям соответствует общегосударственным задачам.
Поручением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № ИШ-П7-3940 была создана межведомственная рабочая группа (далее – МРГ) по развитию производства РЗМ и продукции на их основе в стране, в которой автору этих строк было поручено от РАН принять участие.
Основными задачами МРГ были определены:
– разработка основанной на частно-государственном партнерстве долгосрочной программы развития производства и потребления РЗМ и продукции на их основе в Российской Федерации;
– оценка форм государственной поддержки, перспектив привлечения частных и зарубежных инвестиций, рисков для бюджетной системы Российской Федерации;
– подготовка предложений по комплексу мер, направленных на совершенствование механизмов государственной поддержки, и др.
Члены рабочей группы проявили высокую активность по подготовке соответствующей подпрограммы.
Так, великолепный аналитический материал по РЗМ представила представитель ГК «Росатом» М.И. Либоракина. К сожалению, основными исполнителями Подпрограммы рассматривались только государственные корпорации «Росатом» и «Ростехнологии», т.е. осуществлять Программу предполагалось за счет бюджетных средств.
Председатель межведомственной рабочей группы заместитель Министра Минэкономразвития А.Н. Клепач внес важную поправку, что Минфин и Минэкономразвития могут способствовать получению льготных кредитов и выделению части бюджетных средств на НИОКР.
Заместитель Министра Минпромторга Г.C. Никитин и специалисты ГК «Ростехнологии» предложили рассматривать в программе и редкие металлы (РМ). Это стало чрезвычайно важным и своевременным предложением.
Вице-президент РАН академик Н.П. Лаверов предпринял конкретные действия по привлечению в подпрограмму частных отечественных компаний, таких как ОАО «Акрон», Группа РМ, ОАО «ГМЗ», «Скайград-Инновация». Именно эти компании уже начали производить первичную продукцию. Кроме того, в рамках вертикально-интегрированных систем взаимодействия были вовлечены предприятия ФГУП «ПО «Октябрь», ОАО «НИИФИ» и др., выпускающие наукоемкую специальную и гражданскую продукцию по сертификатам стратегических инвесторов компаний «Honeywell», «Siеmens», «General Electric» и др.
Автором было предложено на первичном переделе при получении оксидов РЗМ и РМ задействовать принцип товар-деньги путем увеличения запасов Росрезерва России, основные средства по НИОКР сконцентрировать на создании принципиально новой конечной продукции.
В декабре 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 2539-р утвердил Государственную программу, в которую включена подпрограмма 15 «Технология редких и редкоземельных металлов».



Известно, что Российской Федерация обладает уникальными запасами РМ и РЗМ, а также интеллектуальным потенциалом для создания высокотехнологичной продукции. Однако Россия неконкурентоспособна в области применения РЗМ и не присутствует со своей продукцией гражданского назначения на международном рынке. Без РЗМ и РМ невозможно внедрение 14 из 27 критических технологий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 899. Десятки частных и государственных предприятий России нуждаются в получении РМ и РЗМ по приемлемым и предсказуемым ценам. В то же время анализ потребностей и потребления РМ и РЗМ в России отсутствует. Фактически Правительство Российской Федерации утвердило Подпрограмму 15 в условиях неопределенности действительного положения дел по этой проблеме.
В рамках МРГ была организована работа по отбору НИОКР. Руководство Минпромторга России и академик Е.Н. Каблов очень своевременно сформулировали новый формат конкурсов, по которому финансовые средства подлежат возврату государству полностью или частично в случае отсутствия выполнения условий договора по выпуску конкретной конкурентоспособной и востребованной товарной продукции.
Таким образом, техническая и технологическая часть подпрограммы стартовала, определены перечень НИОКР и порядок их выполнения.
В связи с вышеизложенным возникает ряд вопросов. Почему сложилась такая ситуация? Какую систему механизмов необходимо создать, чтобы страна не попадала по важнейшим направлениям своего развития в аналогичные ситуации? Что надо делать, чтобы федеральные целевые программы выполнялись в срок и с получением экономического и престижного результата? Наконец, какова роль Российской академии наук в решении вышеуказанных вопросов и проблем?
Остаются без надлежащего внимания существенная часть вопросов по совершенствованию нормативно-правовых актов Росрезерва, созданию прозрачного рынка металлов, взаимодействию частных и государственных предприятий и организаций, в том числе и РАН, общие проблемы стратегического развития. Как представлено на рис.
По данным Citigroup при выполнении глобальных товарных контрактов по РЗМ на внешнем рынке государство несет значительные затраты, что делает продукцию госзаказа неконкурентоспособной. Цены закупок существенно выше цен на мировом рынке, ибо зашкаливает «паразитическая» составляющая. По аналогии с недавно наполненным новым смыслом термином «иностранный агент», «паразитической составляющей» следует называть откаты и посреднические услуги, не создающие реальной прибавочной стоимости. Отсюда важной задачей является определить порядок закупок, делающий невозможным превышение цены внешнего рынка. Малоэффективно обнаруживать отдельные нарушения, хотя такое положение широко распространено. Необходимо разработать системные меры, которые позволят обеспечить прозрачность и оперативность при контроле, что в итоге резко сократит объем «паразитической составляющей».
Удовлетворение потребностей государственного заказа в передовых странах мира осуществляется через госрезервы. Самые крупные резервы по РЗМ имеют Япония и США.
В 2001 году академик Н.П. Лаверов совместно с автором писали о необходимости наполнения Росрезерва и оборота стратегически важных металлов, а также о создании в России международной биржи «Новые ресурсы». Однако только в конце 2010 года Государственной думой РФ приняты поправки в закон «О государственном материальном резерве», которые разрешают оказание государственной поддержки отраслям экономики. Но правила для реализации этих поправок до сих пор не разработаны и не приняты подзаконные акты.
Понятна мотивация противодействия цивилизованным рыночным отношениям тех, кто участвует в закупках. Но непонятно бездействие ряда институтов РАН, исследующих проблемы совершенствования управления и систем рыночных отношений. Причем задача здесь состоит не в написании цитируемых статей, а в практическом воплощении необходимых мероприятий.
Китай достиг уровня выпуска конечной продукции на основе РЗМ в объеме 1,67 трлн. долларов США в течение 20 лет. Если Россия совершит серьезные преобразования, то уровень годовой товарной продукции с РМ и РЗМ в объеме 1 трлн. долларов США может быть достигнут к 2030 г., а это половина ВВП России в 2013 г. И для этого есть объективные предпосылки. Во-первых, передовые страны взяли курс на ликвидацию монополии Китая в области РЗМ. Во-вторых, этот сегмент рынка увеличивается, как уже указывалось, на 16-20% ежегодно. В-третьих, мы еще не осознали своих внутренних потребностей и возможностей. Так, США 50-60% мирового производства рения расходуют на покрытие лопаток парогазовых турбин. Наши энергетические установки имеют кпд 32-36%, а установки с использованием защитного слоя рения имеют кпд 56-58%. Масштаб необходимой модернизации устаревших фондов энергетики указывает величину внутренней потребности РМ и экономическую значимость для страны только по одному направлению. И таких, аналогичных по смыслу примеров, можно привести много.
При работе в МРГ по РМ и РЗМ была создана обстановка полного взаимопонимания. Но по ряду проблемных вопросов организации научно-технического прогресса в России имеет место низкий уровень взаимопонимания между органами исполнительной власти и РАН, что особенно отчетливо прослеживается в вопросах реформирования РАН. Все едины во мнении, что преобразования необходимы. Но на деле существует множество общих и пока субъективных и часто противоречивых предложений.
Пожалуй, главными являются вопросы усовершенствования механизмов управления и формирование условий крупномасштабного освоения новых научных и технологических достижений, обеспечивающих более полное использование интеллектуального потенциала РАН в реализации программных установок Президента Российской Федерации и федеральных целевых программ. Определение уровня ответственности РАН за конечный общегосударственный результат развития России.
Процесс активного участия РАН в проектах Президента Российской Федерации и федеральных целевых программах может сопровождаться открытиями фундаментального порядка, так было при реализации атомного проекта и космических программ. Фундаментальные и прикладные исследования, проектные и опытно-конструкторские работы должны органически дополнять друг друга и тесно взаимодействовать. В РАН должны быть введены недостающие звенья и больше ученых и специалистов из наукоемких отраслей промышленности.
В стране наблюдается перепроизводство экономистов и юристов, а в РАН – ученых и специалистов с теоретическим уклоном. Достаточно провести серьезный анализ финансовых затрат прорывных проектов XX века, чтобы понять пропорции затрат на фундаментальные и прикладные, конструкторские, опытные работы, проектирование и крупномасштабное освоение. В условиях демократического общения научное сообщество невозможно заставить создавать новые технологии, но его можно убедить и стимулировать, прежде всего, рационально финансируя разработки. При этом зарплата не стоит на первом месте, но она должна быть сопоставимой и справедливой. Финансировать процесс созидания и творчества с учетом их ценности для развития общества.
Реформирование необходимо, но не только РАН. Также необходимо решение проблем, связанных с освоением достижений науки и техники. Отставание в гражданском секторе производства у нас имеет хронический характер. Вопрос: кто и как будет решать совокупность этих проблем?
Российская академия наук? Шесть лет назад на общем собрании РАН Президент Российской Федерации сообщил об увеличении академических выплат, но попросил увеличить отдачу РАН. Президент РФ, который накануне остановил развал страны и резко сократил ее внешний долг, под словом «отдача» наверняка имел в виду реальный и осязаемый вклад в развитие страны. По сути был сигнал от Президента перейти от идеологии самосохранения РАН к существенным преобразованиям, но этого перехода не произошло. Хотя когда Правительство РФ в резкой форме предложило свой взгляд на реформу РАН, то все ученые согласились, что реформа нужна, но с многочисленными поправками. Самореформирование РАН пока не состоялось, и на то есть ряд объективных и субъективных причин.
Правительство РФ загружено текущими и часто изменяющимися во времени делами, наделено большой ответственностью. Коренное усовершенствование административных, правовых и других форм взаимодействия требует изменения наработанных схем, удовлетворяющих органы исполнительной власти. Последние пока не готовы кардинально изменить существующее положение дел.
Необходимо перейти от идеологии первичного накопления капитала путем дележа имущества, недвижимости и земли, которой поражено наше общество, к идеологии преобразования и созидания, создания и освоения на практике новейших технологий. В противном случае Россия будет пребывать в группе развивающихся стран, хотя имеет все шансы в исторически короткий срок стать передовой страной мира.
Во все времена академическим имуществом управляло отделение Госимущества России. Руководство РАН согласовывало, а Госимущество утверждало все документы, касающиеся имущественных отношений. Имущество РАН имеет опосредованное и далеко не первостепенное значение в вопросах эффективности науки. Например, Министр обороны С.К. Шойгу передал несвойственные функции по управлению имуществом в армии Госимуществу. Просто и эффективно убрал предмет меркантильного соблазна, так поступают настоящие государственные деятели.
Нельзя недооценивать деструктивные силы внутри страны и за рубежом, которые не желают, чтобы Россия проводила системные преобразования. Поэтому такие коренные преобразования в России под силу только при непосредственном участии и руководстве всенародно выбранного Президента России.
Убежден, что управление по науке должно быть при Президенте Российской Федерации, и наделено как правами, так и ответственностью за освоение научно-технических достижений в промышленности, здравоохранении и сельском хозяйстве. Преобразование Академии целесообразно осуществлять поэтапно, создавая механизмы взаимодействия науки и органов исполнительной власти, освоения новейших технологий, систем мониторинга и управления, разграничения полномочий и ответственности реальной, а не абстрактной и теоретической. Процесс преобразований нельзя совершать скоропалительно, без учета опыта прошедших лет и достижений передовых и бурно развивающихся стран мира.
Управление по науке при Президенте РФ сможет мобилизовать все государственные структуры на реальные дела, выполнение задач, поставленных Президентом РФ.
Уважаемые депутаты Государственной думы РФ, члены Правительства РФ, ученые и руководители РАН! Наш долг – содействовать принятию непростых решений Президентом Российской Федерации, от которых в перспективе будет зависеть успех выполнения федеральных программ и динамичность развития нашей страны.
Директор НТЦ «Геотехфизприбор» ИФЗ РАН, д.т.н. В.В. Хабиров
Все новости