Ресурсы и экономика Мирового океана


Фото: Редкие земли
В Мировом океане сосредоточены огромные запасы минеральных, энергетических, растительных и животных ресурсов, и при рациональном потреблении их можно считать практически неисчерпаемыми, поэтому он играет огромную роль в развитии глобальной экономики. Кроме того, морской транспорт является главной опорой глобализации и центральным компонентом международных транспортных сетей, обслуживающих производственно-сбытовые цепочки и международную торговлю. Однако эффективно ли мы используем его потенциал? Какие направления в освоении ресурсов Мирового океана будут наиболее востребованы в ближайшее десятилетие? Какие технологии потребуются? Как обеспечить безубыточность и безопасность пассажирских и грузовых перевозок и какова в этом процессе роль строительства современного коммерческого флота? Как обустроить инфраструктуру для освоения Мирового океана?
Мировой океан — важный источник развития экономики

Пол Холтус
Пол Холтус, президент-учредитель, главный исполнительный директор Совета по вопросам Мирового океана: «Мировой океан — важный элемент диалога, который ведут научные сообщества, предприниматели и производители. Те ресурсы, которыми обладает Мировой океан, важны для развития экономики. Океан — это не только минеральные ископаемые, но и продовольствие, без которого мы не сможем обеспечить 9 млрд людей, которые появятся к 2050 году. Океан — это кабели, коммуникационная инфраструктура. Океан — источник водных запасов, водных ресурсов».

Роман Панов
Роман Панов, генеральный директор АО «Росгеология»: «Начиная с пика 1960-х годов количество открытий на сухопутной части неуклонно снижается, а пропорционально ей количество открытий на море, на шельфе увеличивается. К 2050 году нас ожидает очередной пик, но он будет связан как раз с открытиями в Мировом океане, на шельфе, где крупные, гигантские месторождения будут реализованы».

Алексей Рахманов
Алексей Рахманов, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация»: «Мировой океан остается источником возобновляемой энергии, в частности энергии волн, и это ожидаемо может привести к созданию рынка размером почти $100 млрд уже к 2030 году. Мировой океан — транспортная артерия, до сих пор 90% грузов перевозится морем».
Невозможно восполнить те природные ресурсы, которые сегодня человечество добывает. И если мы говорим о нефтегазовых или углеводородных ресурсах, то на сегодняшний момент тренд потребления достаточно интенсивный и спрос весьма устойчивый. Несмотря на всю современную конъюнктуру, никто не скажет, что в перспективе человечество откажется от углеводородов. Человечество достаточно устойчиво и с нарастающим темпом потребляет все ключевые виды твердых полезных ископаемых».
Реко-Антти Суоянен, главный исполнительный директор, управляющий директор Aker Arctic Technology Inc.: «Инвестиционный потенциал Арктики в течение 20 лет остается очень серьезным — это примерно 1000 млрд евро, и примерно 50% из них пойдут на энергетическую компоненту. Мы ничего не сделаем с географическим расположением этого района, тяжелые погодные условия останутся, поэтому нужны новые наработки и решения, которые позволят работать именно в этом регионе».
Пол Холтус: «Те экологические проблемы, с которыми мы сталкиваемся, также должны быть решены, должны приниматься во внимание. В противном случае мы не сможем сохранить устойчивую среду».

Реко-Антти Суоянен
Реко-Антти Суоянен, главный исполнительный директор, управляющий директор Aker Arctic Technology Inc.: «Пока еще не полностью используется потенциал Северного Морского пути, сдерживающим фактором является недостаточная технологическая оснащенность тех судов, которые есть. Надо совершенствовать технологии, надо модернизировать суда, надо придумывать новые технологические решения в плане добычи ископаемых. Эти технологии достаточно затратны, но они достаточно быстро могут окупиться».

Джон Парианос
Джон Парианос, вице-президент Nautilus Minerals: «Глубоководное исследование и глубоководная добыча ископаемых требуют определенных технологий, даже определенных идеологий, концепций в плане освоения ресурсов».
Более подробное интервью с Джоном Парианосом читайте в отдельном материале.
Текст и фото: Владислав Стрекопытов
Алексей Рахманов, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация»: «Мировой океан остается источником возобновляемой энергии, в частности энергии волн, и это ожидаемо может привести к созданию рынка размером почти $100 млрд уже к 2030 году. Мировой океан — транспортная артерия, до сих пор 90% грузов перевозится морем».
Потребление ресурсов человечеством увеличивается
Роман Панов: «Прогноз, который подтвержден всеми мировыми экспертами, — в 2050 году на этой планете будет 9 млрд человек. С точки зрения потребления ключевых минерально-сырьевых ресурсов, это наиболее показательный фактор.Невозможно восполнить те природные ресурсы, которые сегодня человечество добывает. И если мы говорим о нефтегазовых или углеводородных ресурсах, то на сегодняшний момент тренд потребления достаточно интенсивный и спрос весьма устойчивый. Несмотря на всю современную конъюнктуру, никто не скажет, что в перспективе человечество откажется от углеводородов. Человечество достаточно устойчиво и с нарастающим темпом потребляет все ключевые виды твердых полезных ископаемых».
Арктика имеет потенциал для развития разных сфер экономики
Роман Панов: «Более 50% потенциальных ресурсов и запасов как по нефти и газу, так и по другим полезным ископаемым сосредоточены в Арктической зоне РФ. Сегодняшняя себестоимость добычи на месторождениях шельфов в части углеводородов, особенно в арктической зоне, приближает нас к более интенсивному их освоению. Себестоимость говорит о том, что среднее месторождение может разрабатываться с рентабельностью ниже $80 за баррель, и это подталкивает все компании более быстрыми темпами наращивать потенциальную добычу, в том числе в арктических месторождениях, которые на сегодняшний момент существуют и уже подготовлены».Реко-Антти Суоянен, главный исполнительный директор, управляющий директор Aker Arctic Technology Inc.: «Инвестиционный потенциал Арктики в течение 20 лет остается очень серьезным — это примерно 1000 млрд евро, и примерно 50% из них пойдут на энергетическую компоненту. Мы ничего не сделаем с географическим расположением этого района, тяжелые погодные условия останутся, поэтому нужны новые наработки и решения, которые позволят работать именно в этом регионе».
Шельфовая зона изучена недостаточно хорошо
Роман Панов: «Свыше 30% от общемировой добычи только углеводородов осуществляется на шельфе. Это определенный вызов для РФ. И технологически, и с точки зрения потенциала прироста ресурсов РФ является одним из ключевых регионов, где шельф наименее изучен в современных условиях».Экология — сдерживающий фактор
Роман Панов: «Экология, с одной стороны, является важным, а с другой — в определенной степени сдерживающим фактором, поэтому очень аккуратно нужно подойти к тем проектам, которые требуют сложных технологических решений».Пол Холтус: «Те экологические проблемы, с которыми мы сталкиваемся, также должны быть решены, должны приниматься во внимание. В противном случае мы не сможем сохранить устойчивую среду».
Необходимо разработать новые технологии
Роман Панов: «Сдерживающим фактором являются технологии. Неизбежно мы будем наращивать технологические решения, и это приведет к снижению себестоимости, к возможности открытия крупных месторождений, и это позволит нам интенсифицировать темпы организации работ на шельфовых проектах».
Реко-Антти Суоянен
Реко-Антти Суоянен, главный исполнительный директор, управляющий директор Aker Arctic Technology Inc.: «Пока еще не полностью используется потенциал Северного Морского пути, сдерживающим фактором является недостаточная технологическая оснащенность тех судов, которые есть. Надо совершенствовать технологии, надо модернизировать суда, надо придумывать новые технологические решения в плане добычи ископаемых. Эти технологии достаточно затратны, но они достаточно быстро могут окупиться».

Джон Парианос
Джон Парианос, вице-президент Nautilus Minerals: «Глубоководное исследование и глубоководная добыча ископаемых требуют определенных технологий, даже определенных идеологий, концепций в плане освоения ресурсов».
Более подробное интервью с Джоном Парианосом читайте в отдельном материале.
Текст и фото: Владислав Стрекопытов
- 27 сентября 2021 Маленькие элементы оказывают большое влияние на геополитику
- 30 августа 2021 Когда прочность важнее цены
- 17 августа 2021 ПРЕДПРИЯТИЯ РОСАТОМА ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ИНТЕНСИВЕ «АРХИПЕЛАГ 2121»
- 5 августа 2021 ТИТАН И ЦИРКОНИЙ – ДО КОНЦА ГОДА АРМЗ НАЧНЕТ ВЫПУСК ВОСТРЕБОВАННЫХ КОНЦЕНТРАТОВ
- 28 июля 2021 «БОЛЬШАЯ ДВАДЦАТКА» (G20) ОБЯЗАЛАСЬ ЗАЩИТИТЬ АНТАРКТИКУ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАГ СВЕРХДЕРЖАВ ПРОТИВ КЛИМАТИЧЕСКОГО КРИЗИСА И УТРАТЫ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
- 2 июля 2021 АРМЗ планирует принять участие в реализации проекта по извлечению редкоземельных металлов из фосфогипса
- 3 июня 2019 УЗНАЙ РОССИЮ, ПОЛЮБИ СВОЮ СТРАНУ
- 17 мая 2019 Итоги форума «Наука будущего» в Сочи: анализируя геном политиков, можно будет просчитать их действия и действия стран, которые они представляют
- 14 мая 2019 В Сочи начал работу IV всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
- 11 апреля 2019 Надо закопаться поглубже в грунт – Рогозин о будущих разработках “Роскосмоса” по строительству на Луне
- 3 апреля 2019 Китай будет поддерживать проекты России
- 29 марта 2019 В Москве прошла Международная конференция «Редкоземельные металлы 2019»
- 27 марта 2019 На форуме «Экология-2019» обсудили вопросы «мусорной» реформы
- 22 марта 2019 Глава Минприроды и директора ООПТ выступили с инициативой ввести в России экологическое образование
- 21 марта 2019 21 марта — Международный день леса