Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривают в Госдуме

5 апреля 2018

Фото: Редкие земли
На заседании Правительства РФ 22 марта 2018 года был рассмотрен и одобрен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Законопроект передан в Госдуму.

В Комитете Государственно Думы по экологии и охране окружающей среды состоялось первичное рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ», подготовленного Минприроды России во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» 27 декабря 2016 года.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части совершенствования регулирования отношений при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в рамках производственного экологического контроля.

Одновременно предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты», которыми будут установлены требования при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках проведения производственного экологического контроля, которые еще не вступили в силу.

В частности, предлагается передавать информацию о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вместо государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.

Требование природоохранного законодательства о необходимости оснащения источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду ряда предприятий, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, системами автоматического контроля вступает в силу с 1 января 2019 года.

Законопроектом предлагается оснащать источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на основе программ создания систем автоматического контроля. Такая программа должна рассматриваться надзорным органом в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения, которое предприятия будут получать в период с 2019 года до 2025 года.

На заседании Комитета присутствовали представители Минприроды России, Росприроднадзора, Минпромторга, Роспотребнадзора, представители бизнеса.

Глава думского комитета Владимир Бурматов в своем выступлении отметил крайне низкий уровень подготовленности подзаконных нормативных актов, без которых невозможно нормальная реализация нового закона: «Мы понимаем, что без подзаконных актов полноценное функционирование 219-го Федерального закона просто невозможно. С 1 января 2018 года уже 300 предприятий должны были начать оборудовать свои трубы счетчиками и переходить на НДТ. Потом еще 6000 предприятий должны будут получить комплексное экологическое разрешение до 2025 года. Нам сейчас необходимо понять, как это будет происходить».

Владимир Бурматов подчеркнул, что правовое поле для реализации закона о НДТ в полном объеме пока не создано, хотя закон был принят еще в 2014 году. Нет понимания того, кто окажется в списке 300 основных загрязнителей и как будут выдаваться комплексные разрешения. К заявке на выдачу комплексного разрешения должны прилагаться расчеты технологических нормативов, проект программы производственного экологического контроля, проект программы повышения экологической эффективности. До сих пор нет актов, которые регламентируют подготовку данных документов. Имеются вопросы к технологическим показателям НДТ. Они устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды, при этом порядок утверждения таких документов и федеральные органы власти, уполномоченные утверждать такие документы, также до сих пор не определены. Без принятия этого порядка утвердить технологические показатели НДТ и обеспечить переход на технологическое нормирование не представляется возможным.

Еще в конце прошлого года многие добросовестные компании оказались под угрозой того, что с января 2018 они окажутся в патовой ситуации, из-за того, что донастройка 219-го Федерального закона не была произведена в срок, и им придется нести дополнительные расходы на демонтаж уже установленных счетчиков и на закупку и монтаж нового оборудования. Таким образом самые ответственные с точки зрения экологии предприятия могут оказаться под ударом.

О ситуации с задержкой сроков принятия подзаконных актов, тормозящих реализацию Федерального закона 219, в интервью нашему изданию уже рассказывали ранее глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов и его первый заместитель Николай Валуев.

Текст и фото: Владислав Стрекопытов
Все новости