Вспоминая академика Льва Петровича Феоктистова

14 февраля 2018

Фото: Из семейного архива
Сегодня Льву Петровичу Феоктистову исполнилось бы 90. И ровно 16 лет назад его не стало. Он ушел именно в день своего рождения 14 февраля 2002 года.

Академик Лев Феоктистов был одним из тех, кто ковал ядерный щит Родины. Он участвовал в разработке советского атомного проекта вместе с Юлием Харитоном, Яковом Зельдовичем, Андреем Сахаровым и другими выдающимися отечественными физиками. Он был одним из разработчиков ядерного и термоядерного оружия в нашей стране. Он оставил после себя не только много неповторимых открытий и изобретений, талантливых учеников, которые выросли в маститых ученых, но и много фантастических идей, которые все еще ждут своей реализации! Но у академика Феоктистова многому можно учиться и сегодня, несмотря на то, что его нет с нами столько лет.
В конце 1970-х годов Лев Феоктистов по личному убеждению оставил разработки в области военного атома. И занимался различными вопросами теоретической физики, но главными для него стали исследования в области безопасности ядерной энергетики и термоядерного синтеза. Он искал — после аварии в Чернобыле, — как сделать безопасными отечественные атомные станции.
Академик Феоктистов активно выступал за радикальное сокращение ядерного оружия вплоть до полной его ликвидации, был членом правления Российского комитета Пагуошского движения ученых.
Журнал «Редкие земли» готовит для публикации большой блок материалов, посвященные яркой жизни академика Феоктистова: воспоминания о нем его близких и коллег, фотографии из личных архивов. Ниже мы приводим отдельные цитаты из эксклюзивных интервью для журнала «Редкие земли».

Александр Львович Феоктистов
(сын академика Феоктистова): «Это был очень умный, сильный человек, от него постоянно исходила энергия и новые идеи. Ему стоило просто несколько минут подумать. А я мог об этом думать несколько месяцев, и так и не найти решения».

Владимир Евгеньевич Фортов (академик РАН): «Академик Феоктистов был, прежде всего, выдающимся ученым, для которого не было разницы между теорией и экспериментом. Он обладал редкой для нашего времени способностью: любой результат доводить до конца. В результате его исследований появились не только великолепные модели, расчетные алгоритмы, но и он видел обязательно свою задачу — довести дело до образца. Или выяснить, может ли эта идея быть воплощена в жизнь, и что она даст. Иногда нам приходится обсуждать большие проекты, например, по строительству какой-то установки, которые могли реализоваться только в очень отдаленной перспективе. А Лев Петрович, при обсуждении всегда хотел понять, какова цель всего затеянного».

Олег Николаевич Крохин (академик РАН, руководитель отделения квантовой радиофизики Физического института имени П. Н. Лебедева РАН): «Я считал и считаю его своим учителем. Он учил смелости в работе, инициативности. Он говорил: «Меньше сомневаться!», ставил задачи, которые надо было решать… Еще меня поражала потрясающая физическая интуиция Льва Петровича Феоктистова. Он прибегал к математическим расчетам только тогда, когда ему нужно было получить точное решение. Лев Петрович все приводил к очень простой форме, часто превращал дифференциальные уравнения в обычные алгебраические. Вот такой он был талантливый человек».

Борис Константинович Водолага (доктор физико-математических наук, заместитель директора Федерального ядерного центра в Снежинске, бывший Челябинск-70): «Это был уникальнейший человек, генератор идей. И идей этих у него было очень много! Лев Феоктистов в высшей степени обладал тем, что несколько условно называется научной интуицией. А его эрудиция была основана не на знании многочисленных выученных формул и уравнений, а на глубоком понимании основных закономерностей науки. Он с легкостью мог оценить любое явление и процессы, исходя из их места в общей картине современной физики. При этом он виртуозно проводил сложные численные оценки, не прибегая к помощи калькулятора».

Николай Пантелеевич Зарецкий (руководитель Курчатовского комплекса промышленной безопасности НИЦ «Курчатовский институт», ученик академика Феоктистова): «Если рассекретить все работы Феоктистова, то можно понять, что это был величайший ученый своего времени. Идеологию создания современных изделий и основные подходы к их созданию внес именно Феоктистов. Он, действительно, был идеологическим лидером».

Более подробно о жизни и работе академика Льва Феоктистова и его сподвижников читайте в следующем номере журнала «Редкие земли».