Американские ученые составили новый каталог редких минералов Земли

16 февраля 2016

Фото: Eric Hunt
Американские ученые — доктор Роберт Хейзен (Robert Hazen) из Института наук Карнеги в Вашингтоне и профессор Джесси Оусбел (Jesse Ausubel) из Рокфеллеровского университета (Нью-Йорк) составили каталог редких минералов Земли, включающий 2500 видов. Об открытии можно прочитать в статье «О природе и значении редкостей в минералогии» (On the Nature and Significance of Rarity in Mineralogy), популярно об открытии рассказывает ВВС.

Некоторые редкие минералы находятся на Земле в настолько малом количестве, что общий объем добытого вещества некоторых из них не превышает объем кубика рафинада. Эти минералы из-за своей редкости чрезвычайно дороги, но, как замечают в статье, и не вставишь в колечко и не подаришь на День святого Валентина: хотя они дороже бриллиантов, одни из них будут разлагаться при дневном свете, другие испаряться или рассыпаться. Именно этим они и ценны, поскольку лишь понимание того, как образовались эти минералы, при каких условиях могут существовать может пролить свет на некоторые процессы образования Земли.

«Ученые описали 5000 видов минералов, из которых лишь около 100 составляют почти всю земную кору. Остальные встречаются реже, но самые редкие из редких — около 2500 — встречаются лишь в пяти местах на Земле. Вы спросите — почему же тогда они так важны для изучения? Потому что они являются ключом к разнообразию сред вблизи земной поверхности. Эти редкие минералы рассказывают нам так много о том, чем Земля отличается от Луны, Марса, Меркурия, где существуют те же распространенные минералы, но лишь редкие минералы отличают Землю», - объясняет Роберт Хейзен.

Образование этих минералов возможно лишь в определенных условиях, поясняет ученый: при очень точных значениях температуры, давления, воздействия света, а некоторые не смогли бы образоваться без присутствия микроорганизмов. Например, фингерит (fingerite) образуется лишь на склонах вулкана Исалько в Сальвадоре, когда ванадий и медь соединяются при достаточно узком диапазоне условий, а эйдолерит (edoylerite), метасидеронатрит (metasideronatrite) и сидеронатрит (sideronatrite) разлагаются под воздействием света.

В новом каталоге ученые описали все виды редких минералов в четырех категориях:
1. Уникальность условий, повлиявших на возникновение минерала;
2. Планетарные ограничения (включение в состав редких элементов, которых мало в земной коре);
3. Короткий период существования (например, некоторые минералы образуются в экстремальных условиях, холодных или сухих средах, и быстро распадаются при изменении условий);
4. Малодоступные геологические места образования (такие, как холодные и отдаленные районы Антарктики, глубокие впадины на дне океанов или места извержения вулканов).

Новый каталог подготовлен для передачи в международный исследовательский проект, занимающийся изучением происхождения, изменения и влияния различных форм углерода на жизнь на Земле - Deep Carbon Observatory.

«Мы живем на планете с замечательным минералогическим разнообразием, с бесчисленными вариациями цвета и формы, богатыми разнообразными геохимическими нишами и захватывающей композиционной и структурной сложностью. Редкие виды, составляющие около половины разнообразия богатого минерального царства Земли, являются наиболее ярким и убедительным окном в сложность сложившегося минералогического царства», - полагают ученые.