Компания «Рэнера» о развивитии отрасли накопителей энергии

1 декабря 2022

Фото: Московский Политех

Коммерческий директор ООО «РЭНЕРА» Дмитрий Турчин выступил на международном форуме профессионалов рынка Автонет «Стратегия развития автомобильной отрасли 2035» в Московском Политехе. В рамках пленарного заседания Дмитрий Турчин прочитал доклад «Современные подходы к развитию отрасли накопителей энергии».



«Неотъемлемая часть стратегии развития отрасли накопителей энергии — переход на электромобили и интенсивное расширение их производства. ООО «Рэнера» выступает непосредственным участником этого процесса», — заявил Дмитрий Турчин в начале выступления. Ключевой темой доклада стало формирование производственной кооперации полного цикла «от литиевого рудника до электротранспорта».



Также спикер рассказал о преимуществах и возможностях проектов, реализуемых компанией: «Успешные проекты оснащения электротранспорта тяговыми батареями «РЭНЕРА» подтверждают опыт работы с различными видами транспорта – от гибридных до полностью электрических автомобилей, от седанов премиум класса до карьерных самосвалов». Затем Дмитрий Турчин провел подробный разбор реализованных проектов по разработке и производству стационарных систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах и тяговых батарей для различных видов электротранспорта.



«Мы являемся дочерней структурой АО «ТВЭЛ» — топливного дивизиона Госкорпорации «Росатом». На сегодняшний день в рамках АО «ТВЭЛ» уже собралось 10 неядерных бизнесов, обеспечивающих новые продукты, технологии и развитие инфраструктуры в различных областях РФ. Мы занимаем центральное место в этом процессе, поскольку впервые представляем в России полностью отечественную технологию литий-ионных накопителей энергии.



Перед вами завод, который будет построен в Калининграде и введен в эксплуатацию уже в 2025 году: это первая гигафабрика в России.



Кроме технологий, мы создаем новые рабочие места и развиваем те регионы, где работаем. Данная гигафабрика позволит создать до 900 рабочих мест и открыть лабораторию, которая будет заниматься задельными НИОКРами по развитию новых химических компонентов, входящих в состав литий-ионного накопителя. Безусловно, мы уделяем особое внимание и тому, как интегрируемся в будущее нашего электротранспортного развития.

Насколько мы обеспечены собственными технологиями и сырьем? Неоднократно звучал тезис о технологическом суверенитете, опережающем технологическом развитии. В этой связи одна из первостепенных задач, которые мы перед собой ставим, — обеспечить себя не только технологиями, патентами и ноу-хау, но и реальной сырьевой производственной базой. Применение этой технологии сегодня уже реализовано на городском и частном электротранспорте, спецтехнике, также у нас есть дополнительное направление — стационарная электроэнергетика.



Что будет качественно отличать нас от предшественников или иных участников рынка? Мы, подходя к нашей концепции развития, постарались учесть мировой опыт и, в первую очередь, конечно, ошибки, которые были допущены в отрасли в предшествующие года. ООО «Рэнера» будет развивать отрасль накопителей энергии, начиная от производства литиевого сырья, то есть от рудника, до утилизации. Мы обеспечим весь жизненный цикл батареи от момента ее зарождения до момента утилизации по сроку службы. Это кардинальным образом меняет отрасль, потому что мы создаем непрерывные внутриотраслевые кооперационные цепочки замкнутого контура.



Недавно мы официально представили наш отраслевой продукт — ячейку формата VDA (стандартного формата, который был разработан и массово применяется при производстве батарей для электромобилей), являющуюся полностью российской технологией, которая уже сегодня соответствует лучшим зарубежным аналогам. Она будет производиться на нашей гигафабрике.

Вот так будет выглядеть модуль, который мы также будем поставлять для производства батарей автопроизводителям:



Когда мы говорим, что создаем продукт, который призван ответить на все вызовы, формирующиеся на рынке, удовлетворить все запросы и потребности наших заказчиков, мы в первую очередь говорим об унификации и соответствии самым высоким требованиям на рынке в сравнении с зарубежными аналогами. Объективно мы их уже достигли, и сегодня есть целый ряд продуктов, которые находятся в опытной эксплуатации: легкие коммерческие грузовики на электротяге, тяжелые карьерные самосвалы, электромобили.

Так будет выглядеть отечественная батарея для электромобилей:



Для тех, кто не знаком с технологией: мы идем от ячейки, затем переходим в модуль, где у нас будут собственные системы управления и термостатирования. Вся коммутация скорее всего будет производиться непосредственно на площадках самих автопроизводителей. На картинке справа вы видите батарею со снятой крышкой. Этот батарейный блок будет устанавливаться в основание электромобиля.



Сегодня мы уже успешно реализовали совместный проект с ФГУП «НАМИ» и Aurus Motors. Наши батареи установлены в автомобили отечественной марки Aurus, и мы этим очень гордимся. Также мы обеспечиваем батареями электробусы, троллейбусы с автономным ходом, трамваи, гоночные карты.



Мы пытаемся создать те условия конкурентноспособного рынка, в которых наша продукция будет востребована всеми автопроизводителями и прежде всего теми, кто сегодня уже вышел на рынок. До конца этого года в России будет произведено 2500 электромобилей. Из них около половины готовы и разошлись по дилерам: многие из вас, наверное, уже видели в Москве белые машины марки Evolute, а скоро появятся электромобили и марки Москвич. Я могу вас заверить, что с большинством тех, кто производит, либо только планирует начать свое производство электротранспорта, мы уже ведем переговоры о переходе на отечественную батарею.



Сфера применения литий-ионных накопителей энергии не ограничивается автотранспортом: мы также работаем с МАИ по ряду проектов для авиации. Там есть свои особенности с точки зрения сертификации и требований, но все это достижимо.

Приведу пример, как мы уже реализовали наши технологии на конкретных видах автомобилей.

Перед вами газель, которая сегодня ездит на наших батареях.



Мы призываем рынок и государство сфокусироваться на технологиях, которые мы смогли освоить внутри России, и обеспечить массовое производство на их основе.



Сегодня крайне необходимо поддержать даже не нас как производителя батарей, а производителей электромобилей путем субсидирования закупки отечественных батарей. Говоря об «отечественных батареях», имею в виду, что батареи должны быть с российскими ячейками. Об этом важно говорить, поскольку автопроизводители сегодня вынуждены работать на высококонкурентном рынке, так как параллельным импортом завозится большое количество автомобилей с ДВС из Китая. Также мерой поддержки должны стать субсидии и программы по развитию зарядной инфраструктуры».



Фотографии предоставлены Московским Политехом.

Все новости