Смогут ли электромобили продлить бум на рынке лития?

30 октября 2017

Ожидания стремительного подъема в производстве и использовании электромобилей привели к многократному увеличению инвестиций в добычу лития — легкого щелочного металла, который считается незаменимым в изготовлении источников тока для них — литий-ионных батарей.

По данным компании Liberum Capital, в настоящее время в мире запущено более десяти крупных литиевых проектов. Еще восемь пока не получили финансирования, но могут быть реализованы до 2025 г. Кроме того, к тому времени очевидно на рынок выйдут и многочисленные мелкие поставщики этого популярного металла.

По данным британской компании CRU, в 2016 г. в мире было использовано около 220 тыс. т эквивалента карбоната лития — материала, который применяется в производстве электрических батарей. По прогнозу CRU, в ближайшее десятилетие глобальное потребление лития может увеличиваться, в среднем, на 8,3% в год и к 2025 г. достигнуть 450 тыс. т в карбонатном эквиваленте. Впрочем, этот прогноз считается весьма консервативным. По некоторым оценкам, к 2025 г. общемировой спрос на литий может возрасти в 3-4 раза по сравнению с уровнем 2016 г.

Однако это будет зависеть, прежде всего, от объемов производства электромобилей, которые пока что фактически субсидируются многими государствами. Кроме того, многократное расширение их парка потребует значительных инвестиций в генерирующие мощности и электросети, так что не факт, что электрические автомобили к 2040 г. займут 50% мирового авторынка, как это прогнозирует, например, Bloomberg New Energy Finance (BNEF). В то же время, по оценкам Пола Гейта, аналитика в компании Sanford C. Bernstein, с учетом уже анонсированных проектов глобальное производство лития к 2025 г. может увеличиться в 3 раза по сравнению с прошлогодними показателями и превысить 650 тыс. т эквивалента карбоната лития в год. В этом случае рынок может столкнуться со значительным избытком предложения и падением цен.

На мировом рынке лития стартуют новые проекты

Очередной из них запускает в Западной Австралии компания Kidman Resources, сообщившая о начале подготовки к разработке месторождения Earl Grey. Стоимость проекта оценивается в $110 млн. Предполагается, что на руднике, который может вступить в строй в первом квартале 2019 г., будет ежегодно перерабатываться 2 млн. т сырья, из которого будет получено 288 тыс. т концентрата в год.

Также компания рассматривает возможность строительства рафинировочного завода для производства гидроксида или карбоната лития. Для этой цели она может заключить соглашение о партнерстве с чилийской компанией Sociedad Quimica y Minera de Chile SA (SQM).

Другая австралийская компания European Metals подписала меморандум о взаимопонимании с правительством Чешской Республики по поводу разработки месторождения Cinovec, которое по оценочному объему запасов (309 млн. т руды с 0,39% лития и 0,07% олова) может оказаться крупнейшим рудным месторождением лития в Европе и четвертым по величине в мире.

Проект также предусматривает строительство предприятия по переработке концентрата производительностью 20,8 тыс. т карбоната лития в год. Как сообщил министр промышленности и торговли Чехии Иржи Гавличек, размещение на территории страны мощностей по выпуску продукции с более высокой добавленной стоимостью было обязательным условием, которое правительство поставило перед иностранным инвестором.

Наконец, важной новостью для рынка лития стало заключение соглашения между австралийской компанией Pilbara Minerals и китайским автомобилестроителем Great Wall Motor Company. В соответствии с ним китайцы будут в течение пяти лет с возможным продлением еще на десятилетний период ежегодно покупать у австралийской компании 75-150 тыс. т концентрата сподумена (силиката лития и алюминия). Сделка вступает в силу после ввода в строй второй стадии литий-танталового проекта Pilgangoora в Западной Австралии. При этом Great Wall предоставит австралийцам кредит в размере более $40 млн. и приобретет акции Pilbara еще на $22,5 млн. Это первый случай в мировой практике, когда автомобилестроительная компания заключает долгосрочное соглашение о приобретении литиевого сырья.

Рудник Pilgangoora, первая стадия которого должна вступить в строй во втором квартале 2018 г., может стать одним из ведущих поставщиков лития в Австралии. Его производственная мощность составит 314 тыс. т концентрата сподумена в год а после запуска второй стадии возрастет до 564 тыс. т в год, т. е. немногим менее 40 тыс. т содержащегося оксида лития.

По материалам ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
ТЕГИ: литий
Все новости