Алексей Кудрин: Уровень экономического развития у нас ниже, чем в СССР в период застоя...

14 января 2017

Главным событием VIII Гайдаровского форума стал доклад, с которым выступил Алексей Кудрин.
На форуме побывал корреспондент журнала «Редкие земли».

Экс-министр экономики, а ныне Председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин выступил с речью об экономике России, обратив внимание на ее основные болевые точки.

Алексей Кудрин изложил экономическую ситуацию в стране и представил основные штрихи Программы «Стратегия развития России на период 2018-2024 гг.», над которой в настоящее время работает ЦСР. Он перечислил основные вызовы, которые стоят перед нашей страной. Программа может лечь в основу предвыборной экономической программы Президента РФ Владимира Путина в случае, если будет принято решение о его участии в президентских выборах 2018 года.

Демографические изменения, недостаток инвестиций, технологическое отставание, низкая производительность, низкое качество госуправления – основные вызовы для России, которые перечислил Алексей Кудрин.

Цитаты Алексея Кудрина:

"Если брать начало 70-годов и эпоху застоя, не учитывая первые годы 90-х годов, когда экономика находилась в коллапсе после прекращения работы государственно-плановой системы, - дезинтеграция СССР, - то мы сейчас находимся на историческом месте темпов экономического роста: у нас уровень экономического развития даже ниже, чем в период застоя, в период Советского Союза. Мы попали в длительную полосу низких темпов, которые не связаны только со снижением цен на нефть или санкциями, которые применяют к нашей стране. Основные проблемы сегодня лежат внутри нашей России.

Основные проблемы - институциональные и структурные, накопившиеся внутри страны. Руководство страны ставит задачу, и мы понимаем, что нам нужно жить с темпами экономического роста выше среднемирового, чтобы сохранить роль экономики в мировой системе, но выйти на эти темпы непросто. Задача эта ставилась и 5 и 7 лет назад, но до сир пор она не решается.

Я привожу возможный прогноз темпов экономического роста, в случае проведения системных, национальных структурных реформ, которые к 2019 году позволяют выйти на уровень больше 3% , а к 22 году выше 4% ВВП. Безусловно, это прогнозные вещи – что-то можно сделать раньше, что-то позже. Инерционный сценарий, представленный Минэкономразвития еще полгода назад, исходит из меньших темпов, которые можно достичь при тех факторах, которые сегодня присутствуют на рынке. Если перейти от одной инерционной траектории к траектории более высоких темпов роста по целевому сценарию, то к 2035 году нам удалось бы увеличить ВВП в 2 раза.
По инерционному сценарию - всего лишь в полтора раза.

Хотя я думаю, что инерционный путь менее реалистичен, так как неосуществление отдельных реформ раньше может столкнуться с вызовами мировых рынков и улучшением наших позиций на нем. В том числе на рынке углеводородов, поскольку мир активно начинает перестраивать все свои энергетические системы, источники ресурсов и, возможно, что даже на этот инерционный сценарий мы не можем рассчитывать. Поэтому нужно более смело проводить реформы и отвечать на мировые вызовы".

О ключевых факторах

"Если говорить о ключевых факторах, то, конечно этими факторами является состояние труда, капитал инвестиций и производительность экономики. В данном случае тренд демографический инерционный, по прогнозам Росстата, показывает, что мы пришли к тренду непрерывного снижения численности трудоспособного населения. А в такой стране очень сложно начать что-либо делать.
Проблема может быть решена с повышением пенсионного возраста и вовлечением в этот процесс трудоспособного населения, тех, кто сегодня выходит на пенсию. Мы предлагаем повышение пенсионного возраста женщин - до 63 лет, мужчин – до 65 лет, но это как вариант для расчета. Безусловно, сами решения будут приниматься, исходя из соответствующих процедур, и еще более строго будут учитываться предпочтения отдельных групп населения.

Но этот вызов означает и следующее: что за этот период к 2030 году у нас уменьшится наиболее молодое поколение трудоспособного населения на 10 млн. человек и всего лишь на 3 млн. прирастет наиболее старшее поколение. Соответственно, население за 60 лет по возрасту – тоже ресурс, который может быть вовлечен. Это вызовы, с которыми нам приходится встречаться. Этот прогноз дан с учетом инерционных сценариев в области притока мигрантов. Здесь очень трудно получить новый дополнительный трудовой ресурс".

Следующий фактор – это инвестиции в капитал

"К проценту к ВВП мы в какие-то годы жили больше 20-31% ВВП к инвестициям. Сейчас мы находимся на очень низкой точке. Но в условиях сохранения санкций, которые мы пока что принимаем в прогнозе, мы предполагаем, что правильные инстуциональные структурные реформы ведут к накоплению возможностей использования ресурсов для инвестиций. Мы будем опираться, в основном, на внутренние инвестиции и здесь ключевым становится низкая инфляция и низкая стоимость денег и доступ к инвестиционным ресурсам на предприятиях.

Но выйти за рамки этого прогноза в инвестициях очень сложно в сложившейся ситуации, это достаточно амбициозный план. Если мы примем за основу эти два фактора – труд и капитал, то надо «смотреть», где наша производительность, что с ней происходит. Те фонды, которые, как правило, в экономике являются источником долгосрочных денег, пока у нас не очень большие. Активный банковский сектор - страховые, пенсионные фонды, ПИФы во многих странах очень развиты. Превышают 100% и даже 200% ВВП, даже в странах, близких к нам по условиям, например, Китай и Индия, больше 20 – 25%. В нашей стране эти источники очень ограничены. У нас пока их нет. Накапливая их, мы создадим новый ресурс, резерв для инвестиций. А тем самым сможем внимательно относится к накопительным элементам, в том числе, к добровольным и обязательным, которые являются такими источниками стимулирования таких возможностей.

В нашем сценарии одним из источников роста должен стать экспорт. Низкие темпы спроса, которые будут в ближайшие годы, не позволяют нам «взрастить» производство и услуги, которые бы потреблялись внутри страны. Нам нужно иметь активную позицию на внешнем рынке и изменить долю несырьевых, неэнергетических товаров так, чтобы она превысила 50% за ближайшие 15 лет. Я думаю, что эту задачу у нас есть возможность выполнить при более активной политике внутри страны и поддержке предпринимательства".

Что с производительностью?

"Темпы роста производительности в середине нулевых достигли исторически высоких значений по сравнению даже со странами, в которых получилось экономическое чудо. 4% - это самый лучший периоды индустриализации и модернизации, как Германии, так и Китая. Но сейчас мы стабильно снижаемся. Прирост капитала и инвестиций, даже в «хороших» 2006-2007 годах, по сути, означал тенденцию снижения производительности, которая сейчас достигла минимального значения. Эта сторона из всех факторов является сегодня самой узкой. Казалось, самой управляемой является наша политика, институциональные структуры, наши меры, но с другой стороны, производительность сегодня показывает, что в данном случае наша политика неэффективна.

Я хотел сказать, за счет чего складывается совокупный фактор производительности, в том числе и новаций – технологических, организационных, институциональных, мотиваций - личностных, социокультурных и предпринимательских, готовности  к работе на рынках и риску, человеческих потенциалах, состоянии труда и, конечно, издержек административных, транзакционных и других. Использование всех факторов преобразований может повысить производительность. Чтобы выйти на те темпы, нам нужно поднять совокупный фактор производительности в ближайшие годы, как минимум до 1% в год прироста, впоследствии до 2% - 2,4 %, чтобы выполнить тот целевой прогноз, о котором я говорю".

Насколько сложно это сделать и где место России в современном мире ?

"Если взять целевые отрасли и измерить фактор – производительность, то, взяв за лучшие образцы как 100% в соответствующих передовых странах, допустим финансы, бизнес - услуги - (США), логистика – (Франция), информационные айтирешения – (Швеция) – и измерить наше сегодняшнее положение – повышение производительности, совокупный фактор, секторов - то увидим, что мы отстаем в разы, а иногда в 10 раз от этих передовых стран. Прошу не путать с производительностью труда, в которой у нас иногда ситуация лучше.

А если взять все факторы, которые существуют в стране, в экономике, в соединении этих факторов, - в работе всех институтов – то мы оказываемся «отброшены» очень далеко. А, чтобы пройти этот период, достигнув сегодняшнего передового уровня в мире за ближайшие 10-15 лет, нам очень много нужно сделать. С 2000 до 2014 года у нас совокупный фактор – 52%. За время до 2034 года нам нужно пройти примерно такой же, или чуть больший путь, но в условиях низких цен на нефть и тех вызовов, о которых я сегодня говорю, с точки зрения труда, капитала и вызовов мировых, которые перед нами сегодня стоят. Я приведу пример, насколько сильно мы отстаем. Количество многофункциональных роботов на 10 тысяч работников, которые ежегодно приобретаются, устанавливаются в Южной Корее – 478 штук, в Китае - 36, в России – всего 2. Вот примерно где мы находимся. Я взял – один характерный пример".

Россия осознает эти задачи?

"Осознает. В наших плановых документах стоят задачи: повышение расходов на НИОКР, улучшение инноваций, мы ориентированно ставим - 3%, но сегодня мы не продвинулись, доля предприятий, осуществляющих технологические новации, сегодня до 40-50 % , но мы практически не движемся в этом направлении, доля инновационной продукции должна была подняться до 25-30%, здесь мы очень немного продвинулись. Получается, что цели ставим, но не продвигаемся к ним".

Почему это происходит? Почему наша управленческая машина все время дает сбои, все время буксует?

"Когда я приступал к работе над Стратегией, мне сказали: «Наверно, Вы напишете хорошую стратегию…Хорошо бы, чтобы хотя бы 50% ее исполнилось». Если 50% ее будет исполняться, то мы не добьемся тех результатов, о которых я сегодня говорю".

Почему мы отстаем в технологиях?

"Конечно, в технологиях больше риска, чем в обычном бизнесе, в обычном бизнесе - большие риски, а в технологическом предприятии рисков еще больше. Короткий горизонт планирования в силу ряда обстоятельств финансового рынка, "зарегулируемость" экономической деятельности,  контрольно-надзорной деятельности правоохранительных органов - чрезмерное давление на бизнес - даже те шаги, которые предпринимает правительство, создавая фонды инвестиционного развития, очень избирательны и не всегда срабатывают".

В результате мы стали перед проблемой технологического отставания России от мира. И сегодня это самый серьезный вызов, на мой взгляд, который стоит перед нами в предстоящий период 10-15 лет. Это означает сжатие нашего экономического потенциала, снижение уровня жизни граждан, потому что мы будем терять старые рынки и не будем участвовать в новых рынках. Даже, если в первой десятке самых топ - капитализированных компаний мира, оттуда ушли компании, банки, туда пришли технологические, фармацевтические компании, кто занимается современными технологиями. У нас есть проблема уменьшения оборонного потенциала и угроза суверенитета страны, если мы не станем технологической державой. «Технологический вызов намного актуальнее сегодня, чем военный», - говорят наши военные эксперты.

Поэтому нам надо сюда сместить основной фокус наших интересов. Ведущие страны, которые приняли в последние 3-4 года стратегии и программы технологических прорывов: «Индустрия 4-0» - Германия, Китай, Финляндия, Великобритания, Сингапур. И если мы не будем соответствовать вызовам, то в этих программах говорится о том, что скорее всего страны – США, Германия и другие оторвутся от других стран почти навсегда в технологическом прорыве. А ряд стран, к которым сегодня, к сожалению, относится и Россия, могут технологически навсегда отстать. Масштаб развития и динамика развития новых технологий такова, что здесь сегодня нельзя стоять на месте. Соответственно мы должны осознать это, как самый главный вызов в стране, которому мы должны соответствовать.

Как противостоять? Я хочу проанализировать – состояние институтов государственного управления, состояние государственных институтов, состояние предпринимательской среды, готовность к риску, готовность к инвестированию сегодня на таком уровне, который не позволяет нам решать те задачи, о которых мы говорим. Значит, мы должны настроиться на реформы, которые позволят нам перейти к новому качеству и к решению этих задач".

С чего начать? – С реформы государственного управления

"Нам нужна современная система управления изменения, то есть мир меняется, и мы должны меняться также быстро. Мы не можем рассматривать некоторые предложения по улучшению нашей работы исполнительной, законодательной власти месяцами, годами - это должно сжаться до месяцев, недель и часов. Изменения, которые необходимо сегодня в этой системе проводить и совершенствовать эту систему - должны быть намного быстрее, в десятки раз быстрее".

Кадровая реформа

"У нас большие проблемы с набором кадров. У нас некомпетентные кадры, не обладающие этим сегментом технологий, кадры не могут принимать те решения. Поэтому необходимо обучение, подбор, подготовка кадров, соответствующие процедуры, которые должны быть поставлены в условиях государственной системы на определенный уровень. Необходима оптимизация процессов. Мы должны изменением управлять и оптимизировать те процессы, которые сейчас уже существуют".

Новая задача – создание государства как платформы

"Создание государства как платформы – форсированная цифровизация всех процессов и внедрение новых моделей управлений, которые уже сегодня существуют. Ряд стран этот процесс уже начали. И мы должны начинать все вместе. В противном случае, через 5-10 лет мы увидим результат того, чего нам уже «догнать» будет невозможно. И в первую очередь, это создание государственных сервисов на базе развивающихся информационных технологий, аутсорсинга и, конечно, существенные технические решения. Например, интеграция государственных данных.

На сегодняшний день у нас триста девяносто информационных систем в органах власти, на которые потрачены сотни миллиардов рублей за последние годы, но мы так и не создали эффективной системы обмена данными даже между нашими ведомствами и министерствами. Вот, например, контрольная деятельность. Приходят проверяющие, останавливаются предприятия. У нас есть исследования, которые показывают, что, если проверка приходит на предприятие, то, значит, в этот год предприятие покажет меньший результат, потом еще год будет судиться по результатам этой проверки. Переход к большим данным и переход к анализу деятельности, не входя на предприятие, должно стать основной задачей. Профилактика, предупреждение предприятия о том, что у вас начинаются проблемы, должно стать основной деятельностью контрольно-надзорных органов. Наша задача - создать новую качественную систему работы с нашим бизнесом".

Необходимость реформы судебной системы

"Даже если у нас не дорабатывают органы государственной власти, даже если правоохранительные органы у нас что-то превысили, даже, если бизнес между собой у нас не может договориться должно быть одно звено, которое проводит справедливый честный арбитраж, чтобы можно было решать вопросы без взяток, без давлений на судей. Поэтому реформа судебной системы является важнейшей. Здесь нужны новые законы. Но самое главное – подбор кадров, создание системы независимости судей и здесь есть целый ряд шагов, которые профессиональное сообщество сегодня готово поддержать. Мы находимся в этом диалоге. Самое главное – освобождение частной инициативы и воспитание духа предпринимательства . Здесь снижение роли государства существенно, но не в одночасье, здесь должны быть продуманные решения, шаги не такого уж длительного времени - нужны-6-8-10 лет. Каждый год нужно двигаться в данном направлении".

Необходимо улучшить качество корпоративного управления в государственных компаниях

"И, конечно, необходимо качество корпоративного управления в госкомпаниях, оно очень формальное и не ведет к реальной эффективности работы в этих компаниях. Необходима новая конкурентная отраслевая политика, развитие малого и среднего предпринимательства, всего технологического сектора, раскрытие человеческого потенциала – нужно поднять объем финансирования этих секторов к 2024 году хотя бы на 0,5% ВВП. Примерно, каждый. Это минимум, что нам надо сделать, чтобы начать преобразования в этой сфере. Государство должно стать технологичным, оно должно сегодня начать с себя: нужно госуправление модернизировать, перевести на новые технические основы, здравоохранение, образование, работу с логистикой, инфраструктуру - все, что связано с государством должно преобразовываться в первую очередь.

Мы должны создать спрос для рынка, показать опыт и стать отчасти примером преобразований. Внедрение новых технологий, дистанционного мониторинга здоровья, диагностики, обучение в области образования и других технические решения в этих сферах - в ближайшие годы должны стать главными задачами. Если мы говорим, что нам придется опираться на взрослое население, а у нас молодых станет значительно меньше, значит, мы должны создать непрерывное образование. Нам нужно под новые задачи, изменяющиеся рынки, ведь будут исчезать целые отрасли, нам нужно создать непрерывное образование для любых возрастов. В том числе и для пожилых граждан.

У нас сегодня в России такой системы нет, а значит, придется на это также потратить средства. Грамотность 21 века - также новая компетенция – повышение уровня среднего специального образования, в области здравоохранении – мониторинг, ведение здорового образа жизни, профилактика, диспансеризация, ведение здорового образа жизни. Но, осуществление кроме того, за счет новых технических возможностей. Без этого, чтобы человек в 60 лет чувствовал, как раньше в 50 - этого не произойдет. Мир уже продвинулся в этом направлении.

Мы должны создать качество жизни для пожилого населения и решить задачу активного долголетия. Соответственно гибкость рынков труда, ограничение трудовых ресурсов. Знаете, какая у нас одна из проблем? Мир быстрее сокращает старые рабочие места и создает новые. Эта динамика очень высокая. Мы существенно отстаем, мы еще пока держимся за старое, за менее эффективные рабочие места. Мы – за занятость. Но сегодня надо быть динамичнее. Нужно понимать, что рынок – гибкость труда, мобильность труда должны иметь место. Возможность из депрессивных зон переезжать в более активные, там, где создаются технологические зоны, нам нужно способствовать такой динамике рабочей силы.

Иначе мы не сможем сконцентрировать в точках роста квалифицированные трудовые ресурсы. Мы уже завозим с Центральной и Восточной Европы инженеров. Ну и необходима работа с переобучением, работа с мигрантами – это важнейшая часть. Развитие регионов – городов, как центров технологий, где будут максимально сосредоточены ресурсы инфраструктурные, интеллектуальные, социальные. Социальный капитал – важное обстоятельство в этом развитии. Нам необходимо дать дополнительные возможности крупным городам. У нас только два города в России могут соревноваться с ведущими городами мира по качеству жизни.

Мы должны создать на территории России 10-15 городов - конгломераций, которые будут сопоставимы на востоке с восточными городами-конкурентами, ключевыми в Азии, в Европе - с западными городами. Нам сегодня нужно не только поддерживать регионы, а нужно поддерживать центры, которые станут центрами новых возможностей. Определенное отношение к сельским регионам, они не должны быть только сельскими. Сельские регионы не должны заниматься только сельским хозяйством. Они должны быть тоже диверсифицированными.

Должны быть созданы транспортная инфраструктура и креативные индустрии. В крупных городах креативные индустрии – это от дизайна до программирования. Это у нас в стране, даже в Москве и Петербурге – это 0,5-1% валового регионального продукта. В крупных городах – он 6-8%. Эта сфера преобразует и сферу промышленности. Она создает новый дизайн во всем. Поэтому нам нужна сегодня креативная индустрия, которая преобразует нашу сферу промышленности и услуг. Я говорю о технологическом развитии государства, которое должно стать примером в этом.

Необходимо развитие технологического предпринимательства и укрепление сети ведущих университетов, как инновационных центров, это существенное финансовое вложение в университеты, создание новых возможностей в этих городах. Создание российских глобальных консорциумов по созданию новых продуктов, и, возможно, здесь роль государства будет высокой на начальном этапе, и коммерцилизация новаций. Напомню фразу, что в России можно заказать одну вещь всегда, она будет сделана очень качественно. Но нельзя заказывать серию…Мы будем проводить исследования, несмотря на наши вложения в НИОКР и патентную активность, мы никак не можем добиться активности и качества выпуска продукции с учетом этих достижений".

Денежно-кредитная политика

"Мы должны держать инфляцию ниже 4%. Мы поставили задачу на 3 года – 4%, но даже уже в среднесрочной перспективе - это снижение стоимости финансовых ресурсов в стране и тем самым, снижение основы «для длинных денег». Если говорить о бюджетной системе, то за последнее время 2007 -2008 года, посмотрите, на социальные расходы, вся бюджетная система увеличила расходы на 4 % ВВП. Оборона тоже увеличила свои расходы с 2%-3 % до 4,7%. В ближайшие 3 года запланировано снижение. Только два этих вида расходов в стране увеличились за последние 5 лет.

Когда я говорил, что проблемы демографии, о пенсионной системе, я имел в виду, что мы каждый год отвлекаем большие ресурсы на то, чтобы держать достойную пенсию. В это же время последние лет 7 – состояние образования, здравоохранения, бюджетной системы – или стагнировалось или теперь даже снижается. Мы не решаем наших тех задач по созданию новой экономики. Нам нужно будет провести бюджетный маневр".

Прогноз доходов бюджетной системы страны до 2035 года

"Доходы будут снижаться даже при достаточно высоких темпах роста. Какая причина? Большая доля в наших доходах – от нефти и газа. По мере снижения доли этого сектора в экономике, а этот сектор как раз дает налогов больше, чем обычное предприятие, у нас будут уходить эти налоги из бюджетной системы. А продвижение на восток, предоставление также дополнительных льгот, потому что выше издержки, естественно у нас будет где-то в 2020 -2021 годах серьезный перелом - уменьшение доходов бюджетной системы".

О возможном изменении налоговой системы

"Мы готовы опуститься в расходы нашей системы до уровня 32% со временем 30%, сейчас мы находимся на уровне примерно 37% совокупных доходов, сможем ли мы так сжаться и одновременно решать те задачи, которые представлены в Стратегии? А эта развилка у нас сегодня остается. Это значит, что нам надо искать другие источники дохода, а частично они будут связаны с возможным изменением налоговой системы. Нам нужно определиться. Мы в 32% совокупных расходов ВВП укладываемся в решение тех задач, значит, все остальные все еще меньше должны получить. Или мы ставим себе планку 34% - над этим работает сегодня наша программа.

Последнее – важнейшие институты, важнейший ресурс для всей этой системы – это доверие. У нас – высокое доверие к Президенту РФ. Но, если мы посмотрим, доверие к таким институтам, как Правительство РФ, парламент, полиция, отдельные министерства - оно где-то меньше 30%, 25-15%...При таком низком доверии к институтам власти очень трудно проводить реформы. Это очень высокий уровень недоверия. Но зато, если спрашивать, а вот те, которые в вашем личном кругу, вы им доверяете? Да –60 - 70% - доверяют. У нас особый тип доверия сложился в обществе. Нам нужно эти мосты доверия, которые являются существенным резервом, повышать. Без этого проводить очень многие преобразования очень трудно.

Контуры модели будущего по представленной Программы «Стратегия развития России на период 2018-2024 гг.», над которой сегодня работает ЦСР будут связаны с ростом производительности, реформированием государства, продвижением частной инициативы, созданием человеческой среды и капитала. Технологическое развитие, как приоритет политики, на ближайшие 15 лет, открытость интеграции в глобальную экономику. Вся внешняя политика должна быть подчинена задаче технологического развития и доверию как важному условию для развития».

В зале присутствовали основные министры экономического профиля, которых после доклада попросили подняться из зала на сцену: нового министра экономического развития Максима Орешкина, министра финансов Антона Силуянова, главу Счетной палаты Татьяну Голикову, зампереда Центробанка Ксению Юдаеву, запреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, вице-президента Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирилла Муллера. Каждый высказался по вопросам озвученной речи. Без дискуссий они коротко ответили по своим участкам работы: Ксения Юдаева сказала, что ЦБ будет следить за инфляцией, Максим Орешкин, что подросшие цены на нефть позволят не полностью истратить Резервный фонд в этом году, Антон Силуянов о том, что «голландская болезнь в России» в этом году преодолена,Татьяна Голикова, что причина неэффективных расходов кроется в неэффективном госуправлении.
Все новости