Природные ресурсы Курильских островов

6 декабря 2016

15 декабря текущего года состоится визит Президента России в Японию. Заявления Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко и Министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова развеяли активно муссировавшиеся слухи о возможности передачи Японии тех или иных островов Курильской гряды. Тем не менее, вряд ли курильский вопрос будет полностью вынесен за скобки и вполне возможны договоренности о совместных экономических проектах на Курильских островах. О природных богатствах Курил мы попросили рассказать постоянного автора нашего журнала, члена Экспертного совета Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Михаила Жукова.

Михаил Андреевич, чем богаты Курилы?

Богаты не столько сами острова, сколько окружающие их акватории. Особенно большой интерес представляет обширный мелководный шельф между островом Кунашир, входящий в Большую Курильскую гряду и островами Малой Курильской гряды, в которую включаются остров Шикотан и группа малых островов Хабомаи, имеющая общую площадь около 10 кв. км. В акваториях — основной интерес и интерес не только ресурсный. Акватории — это морские пути, а Курильская гряда островов — заслон, отделяющий Охотское море от тихоокеанской акватории. Так что здесь еще и интерес военно-стратегический. Но военно-политические аспекты — отдельный большой вопрос. И природные ресурсы Курил — тоже достаточно обширная тема. Так что на ней и сосредоточимся.

Биологические ресурсы
Курильские острова — один из наиболее богатых морских биологическими ресурсами (МБР) регионов Мирового океана и самых богатых по видовому разнообразию и обилию МБР в северо-западной части Тихого океана.
Общая биомасса обитающих в акватории Курильских островов промысловых МБР составляет более 6,3 млн тонн при общем допустимом объеме улова более 1 млн тонн в год, в том числе рыбы — более 800 тыс. тонн, беспозвоночных — около 280 тыс. тонн, водорослей — около 300 тыс. тонн. С учетом же двухсотмильной зоны биомасса промысловых рыб составляет: минтая — 1,9 млн. тонн, трески — 190 тыс. тонн, сельди-иваси — 1,5 млн тонн, сайры — 1-1,5 млн тонн, камбалы — 26,5 тыс. тонн.
Наиболее многочисленными являются запасы океанических рыб, которые обитают в субтропических и тропических водах Японии и Кореи и заходят в пределы исключительной экономической зоны России только в период максимального прогрева вод — в августе — октябре, и преимущественно, в район Южных Курил. Это рыбы, промысел которых измеряется десятками тыс. тонн (колеблясь в разные годы): тунцы, сайра, анчоус, скумбрия, сардина, минтай, одноперый терпуг, макрурусы, лемонема, а из лососевых — горбуша.
Роль в потенциальном улове таких рыб, как кета, навага, треска, камбалы, корюшки, бычки, красноперка, кунджа, палтусы, окуни, акулы, скаты, угольная ниже и измеряется тысячами тонн, хотя суммарно она может достигать 40 и более тыс. тонн.
Из промысловых беспозвоночных ведущую роль (до 170 тыс. тонн) в совокупном потенциальном улове играют головоногие моллюски, в частности, кальмары трех видов: командорский, тихоокеанский и Бартрама.
Крабы, креветки, двустворчатые и брюхоногие моллюски, иглокожие в сумме могут обеспечить совокупный потенциальный улов около 10 тыс. тонн, но запасы их сильно подорваны из-за того, что они являются весьма ценными и дорогостоящими объектами промысла, имеющие практически неограниченный спрос на рынках стран Юго-Восточной Азии.
Наиболее значимыми по величине являются ресурсы гребешков хламисов Северных Курил (более 2,5 тыс. тонн) и кукумарии Южных Курил (до 2 тыс. тонн). На долю остальных (крабы камчатский, стригун бэрди, равношипый, колючий, волосатый, креветка травяная, гребешок приморский, спизула сахалинская, трубачи, осьминоги, морские ежи, трепанг) приходится около 4 тыс. тонн возможного улова.
Запасы водорослей, которые можно изымать у островов Курильской Гряды, являются наиболее значимыми. Здесь сосредоточено почти 50% возможной общероссийской добычи этого ресурса. Возможный вылов водорослей в сырой массе оценивается в 90-100 тыс. тонн.
Имеются значительные запасы ценных объектов прибрежного рыболовства (моллюска спизулы сахалинской, осьминогов, приморского гребешка, трубачей, прибрежных видов окуней, белокорого палтуса), которые в постепенно вовлекаются в промысловое освоение.
В суммарной добыче МБР в акватории Курильских островов доля предприятий, расположенных непосредственно на Курильских островах, в настоящее время составляет менее 10%, поскольку, кроме предприятий, базирующихся непосредственно на Курильских островах, на данной акватории практически постоянно работают экспедиционные рыболовецкие флотилии всего Дальнего Востока.
В Южно-Курильской промысловой зоне в 2015 году итоговый вылов составил 204 тыс. тонн. На первое место по вылову вышел минтай — 85 тыс. тонн. Второе место по величине вылова за сайрой — 66 тыс. тонн. Подходы кеты, в основном заводского происхождения, были обильны и позволили выловить 22 тыс. тонн, но возврата горбуши практически не произошло, и вылов составил всего 1,6 тыс. тонн. Горбуша на Южных Курилах отсутствует второй год подряд, при том, что только объемы выпуска молоди с заводов (около 130 млн особей) позволяют рассчитывать ежегодно на вылов нескольких тысяч тонн этого вида. В последние годы значительно приращение вылова кальмара тихоокеанского: 2-5-12 тыс. тонн, в 2012–2014 годах соответственно. В 2015 году добыто 11,4 тыс. тонн. Добыча трески в районе также стабилизировалось на уровне 4 тыс. тонн. Терпуга добыли 2,3 тыс. тонн. Вылов других объектов: камбала, навага, кукумария составляли 1-0,5 тыс. тонн. Объемы вылова морского ежа стабильны на протяжении ряда лет и колеблются в районе 6 тыс. тонн. Возрастают подходы в наши воды, таких южных видов как сардины-иваси и скумбрия, которой добыли почти 300 тонн, а годом ранее — лишь 26 тонн.
В Северо-Курильской промысловой зоне в 2015 году выловлено 197 тыс. тонн водных биоресурсов: минтай — 101 тыс. тонн, командорский кальмар — 27 тыс. тонн (-50%), северный одноперый терпуг — 25 тыс. тонн (-25%). Причины недолова терпуга — снижение численности курило-камчатской популяции, а кальмара — низкие цены. Макрурус — снижение с 8 тыс. до 5 тыс. тонн. Гребешок превысил 8,4 тыс. тонн. Трески и камбалы поймали 7 тыс. и 4 тыс. тонн соответственно. Вырос вылов морского окуня (с 1,7 до 3,0 тыс. тонн) и получешуйного бычка — с 2,3 тыс. тонн до 3,6 тыс.тонн. Сайры добыто более 1 тыс. тонн.
В целом результаты промысла биоресурсов в 2015 году в обоих рыбопромысловых районах оказались минимальными за последние пять лет. В то же время добыча почти 600 тыс. тонн рыб, беспозвоночных и водорослей — серьезный результат.

Металлические полезные ископаемые
Черные металлы. Месторождения и проявления черных металлов представлены современными бурыми железняками и прибрежно-морскими россыпями ильменит-магнетитовых песков.
Залежи бурых железняков (лимонитов) связаны с четвертичными вулканами. Образуются путем осаждения гидроокислов железа из кислых железистых источников. Наиболее крупные проявления известны в кальдере влк. Богдана Хмельницкого, на влк. Паласса, влк. Кунтоминтар, более мелкие — на влк. Карпинского, Менделеева, Берутарубе, Экарма, Черного, на хр. Вернадского, в районе пос. Алехино и др. Прогнозные ресурсы проявлений оцениваются в сотни тысяч тонн (до первых млн тонн) лимонита. Все проявления, как железорудные, промышленного значения не имеют. Лимониты представляют некоторый интерес как возможное сырье для получения красок. Качество их в этом отношении не изучалось. Однако большинство из них ранее разрабатывалось японцами.

Цветные, редкие и благородные металлы. Медь, свинец, цинк. На Курильских островах известны лишь два месторождения полиметаллических руд — Валентиновское и Докучаевское и многочисленные, незначительные, проявления и пункты минерализации.
Валентиновское месторождение по минеральным особенностям и генезису сходно с полиметаллическими месторождениями «Куроко», широко распространенными в Японии. Представлено оно несколькими крутопадающими рудными телами мощностью до 1,6-4,5 м, прослеженными по простиранию на сотни метров.
Из рудных минералов преобладают сфалерит, галенит, халькопирит, пирит, халькозин и тетраэдрит. В виде примеси в них присутствует кадмий, германий, индий, галлий, стронций, висмут, золото, серебро и некоторые другие элементы. Перспективы месторождения высокие. Прогнозные ресурсы оцениваются в несколько млн. т. запасы, подсчитанные по главному рудному телу, составляют тысячи тонн цинка, меди, свинца, при средних содержаниях соответственно 13, 4 и 0,5%.
Докучаевское месторождение относится к типично жильным, эпитермальным. Оно вряд ли может иметь промышленное значение, поскольку большая часть его ранее отработана японцами. Правда, не исключена возможность обнаружения на его площади новых рудных тел, не выходящих на поверхность.

Рений. Первые сведения о рениеносной минерализации в рудах Курильских островов появились в 1993 году, когда на высокотемпературных (≥400 0C) фумарольных площадках влк. Кудрявого (о. Итуруп) был обнаружен сульфид рения, названный ренитом. Редкометальная минерализация имеет комплексный характер [Re+Jn+Ge+(Mo+Sn+Bi+ As+Tl)] и сопровождается цветными и благородными металлами: Cu+Zn+Pb+Au+Aq. Ресурсы рения в подобного, сублимационного, типа рудах были оценены в количестве 2,7 тонн. Кроме того, выявлены признаки возможных пластовых редкометальных руд под экранами лав и в кратерно-озерных отложениях. На проявлении разрабатываются методы улавливания металлов непосредственно из газовой фазы.
В последущие годы было установлено, что рений широко распространен в рудах Курильских островов. Он концентрируется в четвертичных сублимационных и неогеновых эпитермальных рудах. Содержание его в эпитермальных рудах составляет первые г/т, но он может быть извлечен как попутный элемент при переработке руд таких объектов, как Прасоловское месторождение золота и серебра.

Золото и серебро. Проявления рудного золота и серебра широко распространены на островах Большой Курильской гряды. Среди них наиболее значительными и изученными (поисковая и, частично, поисково-оценочная стадии) являются Прасоловское и Удачное месторождения на о. Кунашир. Рудные тела Прасоловского месторождения представлены крутопадающими золото-кварцевыми жилами мощностью 0,1-9,0 м при протяженности до 1350 м. Обычно они сгруппированы в несколько достаточно широких (до 150 м) и протяженных (до 3500 м) рудных зон, секущих гранитоиды.
Продуктивный кварц характеризуется колломорфно-полосчатыми и колломорфно-брекчиевыми текстурами. Рудные минералы (1-5%) представлены самородным золотом (проба 780-980), теллуридами золота, серебра и цветных металлов, а также различными сульфидами и сульфосолями. Оруденение крайне неравномерное. В рудных телах выделяются гнезда богатых руд (рудные столбы) с содержанием золота до 1180 г/т и серебра до 3100 г/т. Соотношение золота к серебру обычно 1: 10 – 1: 50, в рудных гнездах 1: 2. Вертикальный размах оруденения не менее 200 м. Руды легко обогатимые. Извлекаемость золота и серебра по гравитационно-флотационной схеме 94-95%. Месторождение пригодно для отработки подземным способом (горизонтальными горными выработками).
Удачное месторождение представляет собой линейный штокверк золото-адуляр-кварцевых метасоматитов (по дацитам) протяженностью около 100 м и шириной 8-16 м. Содержание золота и серебра в маломощных минерализованных зонах дробления достигает соответственно 6102 г/т и 2591 г/т. Возможна отработка месторождения открытым способом.
В золото-серебряных рудах в виде примесей содержатся рений, мышьяк, сурьма, олово, теллур, селен, молибден, ртуть, цветные и др. металлы, которые могут извлекаться попутно.
В Прасоловском и Северянковском рудных полях, помимо вышеописанных месторождений, установлено около 20 золото-серебряных проявлений с весьма высокими перспективами на выявление промышленных скоплений руд.
Кроме того, на островах Большой Курильской гряды выявлено более 30 перспективных площадей (рудных полей) на золото-серебряные руды. Наиболее перспективные из них расположены на островах Шумшу, Парамушир, Уруп, Итуруп и Кунашир, где прогнозируется открытие средних и крупных месторождений золота.
Общие прогнозные ресурсы золота Курильских островов оцениваются в количестве 1900 тонн.

Неметаллические ископаемые
Нефть Срединно-Курильский прогиб, расположенный в южной части Курильского архипелага между Большими и Малыми Курилами, имеющий площадь около 14 тыс. км2, является потенциально нефтеносной территорией. Согласно прогнозу, здесь залегает около 386 млн т условного топлива в соотношении нефть/газ (36/64 %), при средней плотности ресурсов 31 тыс. т/км2.
Глубина моря в Срединно-Курильском прогибе колеблется от 20–40 до 200 метров. По данным сейсмической съемки нефть и газ могут залегать на глубине 2-3 км под морским дном. Срединно-Курильский прогиб простирается от Кунашира и Шикотана до острова Симушир и изучен пока очень слабо. Запасы углеводородов в бассейне Курильских островов с большой вероятностью существенно выше прогнозных данных, определенных пока только по южной наиболее мелководной части Срединно-Курильского прогиба — акватории между Кунаширом и Шикотаном.
В пределах бассейна установлены все необходимые элементы нефтегазоносной системы: нефтегазоматеринские толщи, коллекторы, ловушки. Мощность осадочного выполнения бассейна, условия осадконакопления, геотермический режим позволяют считать происходящие в недрах бассейна процессы генерации, миграции и аккумуляции УВ не только вероятными, но и реальными.
Для безусловного завершения региональной стадии изучения Срединно-Курильского бассейна необходимо пробурить параметрическую скважину. Проведенные исследования показывают, что наибольшие перспективы обнаружения залежей углеводородов следует связывать с Итурупской синклинальной зоной, где мощность осадочного чехла максимальна и разрез менее всего обогащен вулканогенным материалом. В геологическом строении северного фланга Срединно-Курильского междугового прогиба также обнаружены признаки региональной газоносности кайнозойского осадочного чехла.

Теплоэнергетические ресурсы
В настоящее время разведаны два паро-гидротермальных месторождения: Океанское и Горячий Пляж (K-55-II, I-3-1). Запасы теплоносителя в виде пароводяной смеси и перегретого пара составляют на первом 236 кг/с (118 МВт), на втором 36,9 кг/с (18 МВт). При этом на последнем при увеличении глубины бурения имеется возможность прироста запасов в несколько раз.
Помимо известных месторождений, существует ряд высокотемпературных (около 100 оС и более) термопроявлений, перспективных на выявление промышленных запасов пароводяной смеси: Эбекское, Юрьевское, Татаринова, Нескученское, Южно-Алёхинское, влк. Головнина, район влк. Грозного, Тебенькова, Богдана Хмельницкого и некоторые другие. Кроме того, для теплоснабжения перспективными являются термальные источники на островах Шиашкотан, Ушишир, Симушир, Уруп, Итуруп (Рейдовские, Горячеключевские, Буревестниковские, Крабовые) и Кунашир (Добрый Ключ, Столбовые, Третьяковские, Алёхинские) с температурой воды 50-100 оС.

Большое спасибо. Полагаю, что мы еще вернемся к курильской тематике по результатам состоявшегося визита.

Результаты его, несомненно, будут не только интересны, но и неожиданны. Но проецироваться они будут на существенно большую территорию. Возможно, даже и на Арктику.
Все новости