Самый секретный музей

19 августа 2016

Этот музей существует уже полвека, но до сих пор о нем знали только специалисты. В помещении музея нельзя находиться более 4 часов. На входе сюда вам предложат надеть халат, а на выходе — настоятельно посоветуют вымыть руки, даже если вы не касались экспонатов. Сюда не пускают детей и школьников, это, пожалуй, единственный в мире геологический музей 18+. Знакомьтесь — музей урановых руд ВНИИХТа.


Как и все, что касается советского атомного проекта, до недавнего времени музей был скрыт от посторонних глаз грифом «Совершенно секретно». География музея впечатляет — 8446 образцов из 47 стран мира. Здесь представлены 752 месторождения и рудопроявления, причем о некоторых теперь могут рассказать только музейные экспонаты, поскольку сами месторождения уже отработаны, закрыты и рекультивированы — на их месте сейчас лесопарки. Как правило, это старые немецкие и чешские копи, где уран добывали еще в начале XX столетия, и даже раньше, когда люди еще ничего не знали о радиоактивности, а вторичные минералы урана использовались для изготовления красок…

Витрина с вторичными минералами урана — одна из самых ярких в экспозиции. Если уранинит, каффинит и настуран — первичные урановые минералы — не блещут особой красотой, их цвет колеблется от серого до черного, то вторичные минералы, образовавшиеся в сухих и жарких условиях, являют настоящее буйство красок. Желтый, зеленый, салатовый, даже оранжевый (в оранжевый цвет, правда, больше окрашены минералы содержащие торий).

Вторичные минералы урана хорошо растворимы в воде, поэтому с древнейших времен используются для изготовления красителей для керамики. Археологические находки свидетельствуют, что оксид урана применялся при изготовлении желтой глазури для керамической посуды еще в I веке до нашей эры. Черепки с остатками глазури, содержащей более 1% урана, находили на развалинах Помпеи и Геркуланума.

Впрочем, «урановые» красители — не средиземноморское ноу-хау. Использовали оксид урана как краситель и кочевники Средней Азии, что помогло открыть одно из месторождений урана в Кызылкумах. Рассказывает Галина Демкина, старший научный сотрудник ВНИИХТ:

«Вопрос обеспечения атомной отрасли ураном в конце 40-х начале 50-х годов стоял очень остро. И хотя атомная бомба была создана в СССР к концу 1948 года, для ее создания использовался контрибуционный уран, поставлявшийся из Германии и Чехословакии. Собственный уран в промышленных количествах появился у советских атомщиков лишь к началу 50-х годов… Когда искали урановые залежи — а их искали по всей стране — летчики буквально «облизывали» все перспективные горы и долины на малых высотах, делая аэросъемку специальной аппаратурой, реагирующей на гамма-излучение. И вот, после одного из таких вылетов был обнаружен участок с повышенной радиоактивностью, куда на рекогносцировку был отправлен геолог-уранщик. Прибыв в район, он начал поиск и через какое-то время наткнулся на юрту. По восточному обычаю, хозяин пригласил его, угостил чаем… И вот, сидя в юрте и прихлебывая чай, геолог вдруг заметил на жердях, из которых состоял каркас юрты, орнамент характерного ярко-зеленого цвета. Геолог понял, что краска сделана на основе вторичных минералов урана, и спросил хозяина, откуда он берет краску. Тот подробно рассказал, как найти место с зелеными камнями...»

Есть здесь экспонаты и с уникального в своем роде месторождения Меловое, что в Казахстане. Там уран образовался в осадочных породах, состоящих в основном, из скелетов древних рыб. «Ураноносные зубы акул» — звучит как фантасмагория, тем не менее, такие образцы в коллекции музея тоже есть.

Большая часть экспонатов — 6200 из 8446 — содержат уран и другие радиоактивные минералы. Европа, Азия, обе Америки, Африка…Есть даже образец радиоактивной породы из Антарктиды — ториевый пегматит. Только из Австралии советским геологам не удалось получить ни одного образца. «Это задача на будущее» — шутят смотрители музея.

Музей лишь немногим моложе ВНИИХТа — одного из ведущих атомных институтов в СССР. Сам ВНИИХТ был создан в 1951-м, а уже в 1953 году министр среднего машиностроения Вячеслав Малышев подписывает приказ о создании специализированного музея урановых руд. Более полувека на образцы урановых пород сюда приходили смотреть лишь специалисты, имеющие допуск к работе с секретными материалами. Кстати, музей — не собрание мертвых образцов, здесь ведется научная работа.

Сюда приходят студенты писать дипломы и курсовые работы, здесь хранится база данных по всем месторождениям урана и редкоземельных элементов, некоторые из них были открыты в 50-60 годы и «хорошо забыты». Например, недавно, когда в России начал активно развиваться бериллиевый проект, бизнесмены и ученые запросили из музея всю информацию по бериллиевым месторождениям, даже образцы с этих месторождений были заново оценены на содержание бериллия. Как нам стало известно, сейчас сотрудники ВНИИХТ и «Росатома» работают над тем, чтобы уникальная коллекция руд и минералов была открыта для широкого доступа.

На самом деле — это лишь короткий рассказ о нескольких экспонатах музея, который сам по себе — застывший слепок времени, свидетель рождения «эпохи атома». Какие тайны хранит бархатная шкатулка с образцами урановых руд и кто хотел подарить Сталину радиоактивный сувенир — читайте в осеннем номере журнала «Редкие земли».
Все новости