В Петербурге закончил работу XIX Международный экономический форум

20 июня 2015

Фото: ТАСС
20 июня XIX Петербургский международный экономический форум завершил свою работу. «Редкие земли» приняли участие в работе форума.

Форум стал своеобразным подведением итогов - экономические санкции против нашей страны были введены чуть больше года назад, поэтому все, о чем бы не говорилось на форуме, в итоге сводилось к сравнению «было-стало». И тут выяснилось, что, во-первых «есть жизнь и после санкций», а во-вторых, как ни парадоксально это звучит, санкции оказывают стимулирующий эффект для развития отдельных отраслей науки и промышленности. Да, финансовая система лишилась «длинных» и дешевых денег - доступ к западным кредитам был перекрыт, и это откровенный минус. Перекрытие, в рамках тех же санкций, доступа к технологиям вынудило отечественных предпринимателей обратить внимание на отечественных производителей, а это подстегнуло развитие собственных производств и научных разработок.

Впрочем, сам питерский форум - лучшее подтверждение того, что санкции — санкциями, а бизнес — бизнесом. И если до начала форума еще были опасения, что внимание мировой бизнес-элиты к России ослабло, то уже первый день ПМЭФ полностью развеял эти страхи. Вот лишь несколько цифр: в работе ПМЭФ-2014 приняли участие 219 представителей иностранных делегаций из 73 стран, в ПМЭФ-2015 были представлены участники из 115 стран. Всего в рамках Петербургского международного экономического форума 2015 год было подписано 205 соглашений, меморандумов, контрактов на общую сумму 293,4 миллиарда рублей.

Внутренняя драматургия форума тоже развивалась «от плохого к хорошему». В 11 утра 18 июня форум открылся панельной сессией «Экономика: честные ответы на злободневные вопросы» , на которой первый вице-премьер Игорь Шувалов, президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф и экс-министр финансов Алексей Кудрин обсудили текущее положение дел в российский экономике. Бывший министр финансов представлял в дискуссии «экспертное мнение» и играл роль скептика.



«России необходимо определить свою модель взаимоотношений с западными миром. Мне кажется, что сегодня некоторые политики - представители Думы и даже иногда правительства говорят о том, что нам надо отказаться от некоторых механизмов взаимодействия (с Западом), от некоторых ценностей, от некоторых стандартов, которые мы внедряли в последние 15-20 лет. Здесь у меня возникло большое опасение - а чего мы хотим, кроме чисто географического поворота на Восток, с точки зрения тех институтов, которые мы переносили к себе - от вступления в ВТО до внедрения стандартов финансовой отчетности», - заявил Алексей Кудрин. По мнению экс-министра, все эти институты сейчас под угрозой, их судьба неопределенна, и эта неопределенность - один из серьезнейших вызовов нашей экономики.



Однако перехвативший инициативу Игорь Шувалов, заверил собравшихся, что ни о каком «развороте на восток» речь не идет.
«Просто мы хотим торговать с востоком не меньше, чем с западом, и декларировали это наше намерение довольно давно. Мы никакую интеграционную повестку с Европой не сворачивали. У нас диалог и взаимодействие с ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) был подморожен но не по нашей инициативе, а сейчас мы видим определенные подвижки - с нами на уровне рабочих групп начинают все больше и активнее сотрудничать», - отметил первый вице-премьер, отдельно подчеркнув, что даже представители стран, активно поддерживающих санкции против России, заявляют, что вопрос так называемой "большой Европы от Лиссабона до Владивостока" до сих пор не снят с повестки дня.



После такой пикировки, главе «Сбербанка» Герману Грефу не оставалось ничего, кроме как предложить сменить тему: все санкционные неурядицы меркнут перед тем, что мы живем в эпоху смены экономического уклада, и тот, кто раньше поймет какой будет экономика третьего тысячелетия - выиграет все, а тот кто не сумеет - может все проиграть.

Дальше форум покатился своим чередом, распавшись на круглые столы и дискуссии, охватившие огромное количество тем - от развития железных дорог до инвестиций в науку и от обсуждения «как победить инфляцию» до споров о том, кто выиграл от деоффшоризации мировой экономики.

После полуторачасовой дискуссии под названием «Инвестиции в науку - фундамент будущего» мы подошли к главе Российской академии наук - Владимиру Фортову - с вопросом, какие области науки наиболее перспективны с точки зрения инвестиций:

«Особенность науки в том и состоит, что предугадать то, что будет приносить деньги, и то, что будет приоритетно, невозможно. Поэтому люди во всем мире делают так: они финансируют развитие науки по всему фронту, и, когда научный результат будет получен в каких-то областях, система это подхватывает. У нс этого подхватывания нет. Наши ученые, получив результат, либо отдают его быстрее туда (на Запад), где его могут внедрить, либо вынуждены остатки своей жизни ходить по бюрократическим разным кабинетам, доказывая необходимость своего изобретения, а его ногами отшвыривают. У нас не создана система внедрения изобретений. Перед прикладной и фундаментальной наукой у нас стоит задача: сделать так, чтобы система подхватывала результаты и доводила их до рынка».



Глава корпорации «Роснано» - Анатолий Чубайс - участвовал в круглом столе «Нанотехнологии - оправдались ли вложения?» где он фактически отчитался за работу своей корпорации с момента ее создания.

«Роснано» показывает неплохие цифры и по инвестициям в отечественное производство и по разработкам технологий... Результатом деятельности Роснано стало создание реально работающих новых предприятий, а где-то к 2020-21 году Роснано, в виде налогов, полностью вернет в федеральный бюджет все деньги, что были выделены государством на создание корпорации» - сообщил собравшимся Анатолий Чубайс.



О том, как развивалось нанотехнологическое производства в Мордовии, «Редким землям» рассказал Глава республики Мордовия Владимир Волков:

«У нас природных ресурсов нет. Углеводородов - нет. Поэтому 15-20 лет назад мы начали заниматься модернизацией промышленности. Сначала — на базе технологий, привезенных с Запада (своих технологий в России 90-х годов не было). Перестраивая и реконструируя заводы, мы брали самые передовые технологии. Тогда на было ни денег, ни технологий, и , реконструируя заводы, у нас был выбор — мы могли взять технологию попроще и подешевле. Но мы брали самую передовую и самую тяжелую. За 10 лет мы модернизировали практически всю промышленность: Сейчас у нас 94% продукции в республике выпускается на новых или вновь модернизированных предприятиях. При таком подходе мы не могли пройти мимо нанотехнологий. По сути, мы начали заниматься нанотехнологиями раньше, чем было создано «Роснано», и как только он появился, мы сразу туда отдали 10 проектов. Мы развиваем микроэлектронику, силовую электронику, создаем строительные материалы с применением нанотехнологий, энергосберегающую светотехнику, оптоволокно».



Подробные материалы о встречах с участниками форума мы опубликуем в новом номере нашего журнала.

 

Все новости