Скоростной флот Ростислава Алексеева
28 мая 2015
Фото: Редкие земли
В 1947 году Р.Е. Алексеевым разрабатывается эскиз пассажирского судна на подводных крыльях (СПК), использующего для устойчивого движения гидродинамику малопогруженных крыльев и аэродинамику корпуса в виде профиля крыла. В развитие этой схемы была спроектирована и построена самоходная модель, катер «А-8». Одновременно Р.Е. Алексеевым была выполнена научная работа «Исследование движения судов над поверхностью воды». Этот труд заложил основы проектирования СПК и принципиально нового типа транспорта — экранопланов.
Исследования по СПК привели к идее использования воздушного крыла, работающего вблизи поверхности (экрана). В кратчайшие сроки был пройден путь от изучения физических принципов и создания математических моделей до строительства и испытания первых самоходных моделей — экспериментальных экранопланов. В 1955 г. НИГЛ была преобразована в филиал «ЦКБ-19» Министерства судостроительной промышленности СССР под руководством Р.Е. Алексеева, где он работал начальником-главным конструктором филиала «ЦКБ-19», с 1958 по 1965 г. — начальником-главным конструктором «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово»). В 1965 г. Алексеев назначен главным конструктором ответственным руководителем самостоятельной организации «ЦКБ по судам на подводных крыльях» Минсудпрома СССР.
Одной из основных заслуг Р.Е. Алексеева как конструктора, организатора новой отрасли и основоположника скоростного флота стало создание школы «Скоростной технологии» и сильного творческого коллектива исследователей, инженеров и изобретателей, которые объединились под его руководством. За более чем 70-летнюю историю конструкторского бюро создано свыше 70 проектов и построено свыше четырех тысяч морских и речных судов на подводных крыльях (СПК), спроектировано более 20 моделей и построено порядка 40 судов с воздушной каверной на днище (СВК). Суда, спроектированные ЦКБ по СПК, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт более чем в тридцать различных стран, включая Италию, Грецию, Кубу, Болгарию, ФРГ, Венгрию. Легендарные СПК «Ракета», «Комета», «Метеор» совершили в свое время настоящий прорыв, отличались высокой надежностью (срок эксплуатации — свыше 30 лет) и стали своеобразной визитной карточкой многих морских и речных городов мира.
С 1960 года ЦКБ по СПК ведет разработку проектов экранопланов. Впервые в мировой практике сконструированы и построены не имеющие аналогов транспортные средства, уникальная конструкция которых позволила снять ограничения со скорости движения судов и приблизить ее к авиационной. При этом в отличие от самолета крыло экраноплана имеет специальные профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью (экраном).
Благодаря накопленному опыту и мощному интеллектуальному превосходству ЦКБ по СПК удалось стать лидером не только отечественного скоростного судостроения, но и получить мировое признание.
В общей сложности предприятием было разработано порядка 40 и построено свыше 30 единиц экранопланов различного назначения. С легкой руки гениального конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева
само слово «экраноплан», подобно слову «спутник», вошло во многие языки без перевода, в оригинальном «русском произношении».
1962–1966 гг. — ЦКБ проводятся работы по созданию натурного экспериментального экраноплана «КМ» (до сих пор самого большого по размерам и массе из всех построенных экранопланов);
1965–1979 гг. — происходят испытания экспериментальных экранопланов (всего было создано 10 таких экранопланов взлетной массой от 1,5 до 500 тонн), проектирование и строительство экранопланов различного назначения для Военно-Морского Флота («Орленок», «Лунь» — первое поколение). Проведение научно-исследовательских работ по созданию экранопланов второго поколения.
1980–1991 гг. — осуществляется работа по внедрению экранопланов первого поколения в эксплуатацию в системе авиации ВМФ. Ведутся опытно-конструкторские работы по созданию экранопланов второго поколения.
Славные традиции отечественного скоростного судостроения, заложенные самим Р.Е. Алексеевым, продолжаются названным в его честь легендарным конструкторским бюро. Коллектив ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева сегодня ведет работы над судами и экранопланами XXI века, усовершенствованными и с конструкторской, и с дизайнерской точек зрения
- 18 апреля 2024 РЕДМЕТ-2024
- 25 марта 2024 В мире будет расти глобальная конкуренция за обладание редкоземельным сырьем — Андрей Шевченко
- 21 марта 2024 Ассоциация РМ и РЗМ и Национальная ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ» заключили соглашение о сотрудничестве Новости 21 марта 2024
- 19 марта 2024 Руслан Димухамедов выступил на III отраслевой конференции «Редкие и редкоземельные металлы»
- 18 марта 2024 Журнал «Редкие земли» на заседании Горного совета Северо-Западного федерального округа
- 18 марта 2024 Горнорудный дивизион Росатома расширяет выпуск редкоземельной продукции. При участии СМЗ выплавлен первый слиток металлического тантала
- 15 марта 2024 Соликамск отметил день рождения магниевого завода
- 7 марта 2024 III Отраслевая конференция «Редкие и Редкоземельные металлы»
- 2 марта 2024 Владимир Путин поручил нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных материалов и другого сырья для экономики
- 16 февраля 2024 Замминистра ответил на вопросы журнала Редкие земли
- 15 февраля 2024 Андрей Андрианов о запуске в России производства постоянных редкоземельных магнитов
- 15 февраля 2024 Ключевые успехи российской промышленности представили на выставке-форуме «Россия»
- 13 февраля 2024 Дойти до конца цепочки
- 12 февраля 2024 Журнал «Редкие земли» на Торжественном вечере, посвящённом 300-летию Российской академии наук
- 7 февраля 2024 «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям», — Людвиг ван Бетховен.