Скоростной флот Ростислава Алексеева

28 мая 2015

Фото: Редкие земли
Всё начиналось в далеком военном 1941 году на заводе «Красное Сормово», куда Ростислав Алексеев пришел после окончания Горьковского индустриального института старшим контрольным мастером. Уже в 1952 году талантливый молодой конструктор стал главным конструктороми начальником легендарной научно-исследовательской гидродинамической лаборатории (НИГЛ), специально созданной для практической реализации его замыслов.

В 1947 году Р.Е. Алексеевым разрабатывается эскиз пассажирского судна на подводных крыльях (СПК), использующего для устойчивого движения гидродинамику малопогруженных крыльев и аэродинамику корпуса в виде профиля крыла. В развитие этой схемы была спроектирована и построена самоходная модель, катер «А-8». Одновременно Р.Е. Алексеевым была выполнена научная работа «Исследование движения судов над поверхностью воды». Этот труд заложил основы проектирования СПК и принципиально нового типа транспорта — экранопланов.

Исследования по СПК привели к идее использования воздушного крыла, работающего вблизи поверхности (экрана). В кратчайшие сроки был пройден путь от изучения физических принципов и создания математических моделей до строительства и испытания первых самоходных моделей — экспериментальных экранопланов. В 1955 г. НИГЛ была преобразована в филиал «ЦКБ-19» Министерства судостроительной промышленности СССР под руководством Р.Е. Алексеева, где он работал начальником-главным конструктором филиала «ЦКБ-19», с 1958 по 1965 г. — начальником-главным конструктором «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово»). В 1965 г. Алексеев назначен главным конструктором ответственным руководителем самостоятельной организации «ЦКБ по судам на подводных крыльях» Минсудпрома СССР.

Одной из основных заслуг Р.Е. Алексеева как конструктора, организатора новой отрасли и основоположника скоростного флота стало создание школы «Скоростной технологии» и сильного творческого коллектива исследователей, инженеров и изобретателей, которые объединились под его руководством. За более чем 70-летнюю историю конструкторского бюро создано свыше 70 проектов и построено свыше четырех тысяч морских и речных судов на подводных крыльях (СПК), спроектировано более 20 моделей и построено порядка 40 судов с воздушной каверной на днище (СВК). Суда, спроектированные ЦКБ по СПК, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт более чем в тридцать различных стран, включая Италию, Грецию, Кубу, Болгарию, ФРГ, Венгрию. Легендарные СПК «Ракета», «Комета», «Метеор» совершили в свое время настоящий прорыв, отличались высокой надежностью (срок эксплуатации — свыше 30 лет) и стали своеобразной визитной карточкой многих морских и речных городов мира.

С 1960 года ЦКБ по СПК ведет разработку проектов экранопланов. Впервые в мировой практике сконструированы и построены не имеющие аналогов транспортные средства, уникальная конструкция которых позволила снять ограничения со скорости движения судов и приблизить ее к авиационной. При этом в отличие от самолета крыло экраноплана имеет специальные профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью (экраном).
Благодаря накопленному опыту и мощному интеллектуальному превосходству ЦКБ по СПК удалось стать лидером не только отечественного скоростного судостроения, но и получить мировое признание.

В общей сложности предприятием было разработано порядка 40 и построено свыше 30 единиц экранопланов различного назначения. С легкой руки гениального конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева
само слово «экраноплан», подобно слову «спутник», вошло во многие языки без перевода, в оригинальном «русском произношении».

1962–1966 гг. — ЦКБ проводятся работы по созданию натурного экспериментального экраноплана «КМ» (до сих пор самого большого по размерам и массе из всех построенных экранопланов);

1965–1979 гг. — происходят испытания экспериментальных экранопланов (всего было создано 10 таких экранопланов взлетной массой от 1,5 до 500 тонн), проектирование и строительство экранопланов различного назначения для Военно-Морского Флота («Орленок», «Лунь» — первое поколение). Проведение научно-исследовательских работ по созданию экранопланов второго поколения.

1980–1991 гг. — осуществляется работа по внедрению экранопланов первого поколения в эксплуатацию в системе авиации ВМФ. Ведутся опытно-конструкторские работы по созданию экранопланов второго поколения.

Славные традиции отечественного скоростного судостроения, заложенные самим Р.Е. Алексеевым, продолжаются названным в его честь легендарным конструкторским бюро. Коллектив ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева сегодня ведет работы над судами и экранопланами XXI века, усовершенствованными и с конструкторской, и с дизайнерской точек зрения
Все новости