Дэвид Бентон: «Нужно снимать барьеры общения»

14 апреля 2014

В рамках международной конференции «Арктика: регион развития и сотрудничества», которая прошла в декабре при поддержке РСМД, на вопросы журнала «Редкие земли» ответил специальный уполномоченный Комиссии США по исследованию Арктики Дэвид Бентон.

Дэвид Бентон начал работать в Комиссии США по исследованию Арктики два года назад. До этого он более 30-ти лет занимался вопросами регулирования рыболовства, являлся представителем штата Аляска на международных переговорах, в том числе с Россией, касавшихся морских границ, а также по проблеме роста объемов рыбодобычи в Беринговом проливе.  В настоящее время он работает в качестве консультанта по рыбной промышленности и природоохранным организациям.


РЗ: Удовлетворены ли вы работой конференции? Или все-таки остались вопросы, которые не были затронуты?

Я очень доволен тем, как прошла конференция. Меня впечатлило, как подробно российские коллеги говорили об аспектах, крайне важных для Аляски и вообще США. Мы рассмотрели много вопросов, хотя, конечно, некоторым важным моментам так и не уделили должного внимания.

РЗ: Например?

Во-первых, это вопросы рыболовства в международной зоне. А именно: участие в рыболовстве других стран. Я уверен, что в этом вопросе США и Россия должны совместно выработать инициативу, которая запретит ловлю рыбы для третьей стороны. У нас есть серьезные научные обоснования, чтобы прийти к этому решению. Или должны быть созданы специальные условия, регулирующие рыболовство в этом регионе для третьих стран. Это будет умным решением.

РЗ: А что касается научных исследований региона?

Конференция хорошо поработала в этом направлении, но осталось еще много вопросов. Как наладить совместные научные исследования этого региона США и Россией? У нас много проектов, которые сейчас реализуются. Но они разрозненные. Эти проекты специфические, и зачастую зависят от человеческого фактора. Между нашими странами уже давно идут переговоры по этим вопросам – регулярные встречи, научные конференции, помогающие определить приоритеты сотрудничества и устанавливающие научную повестку для дальнейшего развития отношений. Другой вопрос - как работать эффективно в Арктике? Ведь это довольно дорого. А у США и России очень много общих интересов в этом регионе. Мы должны серьезно подумать, как вместе прийти к достижению важных для нас целей. Очень важный вопрос – как мы продвигаем те или иные инициативы для участия коренных народов в принятии решений. Все боьше говорят о том, что для целого ряда народов этот регион является домом. И у всех арктических стран есть свои механизмы вовлечения представителей коренных народов в этот процесс.


Источник: http://arctal.ru/ru/blog/62.html


РЗ: Безусловно. Тем более что в России про них почти ничего не известно. Все знают только чукчей. Но ведь есть и другие народы, и их мнение необходимо учитывать.

Конечно. Я вспоминаю события тридцатилетней давности, когда отношения между нашими странами стали меняться. Коренные народы Аляски выразили свое желание встретиться с родственниками, жившими в СССР. Мы организовали для них переход, осуществили ряд международных обменов. Это было грандиозно! Вот вам пример сотрудничества на уровне коренных народов. Эти отношения должны укрепляться. И необходимо помогать им строить эти отношения. Их голос должен быть учтен.

РЗ: А может, должны быть предусмотрены какие-то облегченные варианты перемещения для этих народов? Или созданы зоны безвизового режима?

Это больной вопрос. Лучше не будем касаться виз и всех этих дипломатических дел. Главное: государства должны принять во внимание тот факт, что это совершенно иной вид межнациональных отношений.


РЗ: Игорь Иванов говорил о такой модели отношений, где участвуют коренные народы. Какие шаги нужно предпринять, чтобы начать вести работу по принятию этой модели?

Уже много сделано на самом деле. В Арктическом Совете присутствуют представители этих народов. В свое время это было ключевым решением. К тому же арктические народы Аляски, Чукотки, Канады и Гренландии входят в состав Панарктической организации. Но это все очень сложно. Существует множество барьеров, которые надо преодолеть. Эти народы должны иметь свое место на карте.

РЗ: А каким вам видится идеальное устройство этого региона? Если бы вы принимали решения, чтобы вы сделали?

Арктика была бы полностью демилитаризована. Но одновременно защищена. Сотрудничество государств основывалось бы на принципах гражданского общества. Среди главных аспектов этого сотрудничества я бы особо выделил здравоохранение, науку, обмен ресурсами, информацией, обеспечение продовольствием и водой – это ведь тоже проблема для Арктики. И главное: нужно снимать барьеры общения. Аркический Совет должен быть полномочен принимать серьезные решения. Ведь долгое время это была просто площадка для переговоров.

РЗ: А может Совет предлагать законодательные инициативы для правительств разных стран?

Это невозможно. Ни одна из стран-участниц не передаст Совету такие полномочия. Этот Совет скорее должен стать местом, где страны будут совместно принимать решения.

РЗ: Расскажите, а как вы решили связать свою жизнь с Арктикой?

Вообще я вырос среди пустынь Калифорнии, и поехал на Аляску работать. Консультировал работу с коренными народами, занимался вопросами рыболовства в правительстве штата. Я стал «международным рыболовом», как меня называют. Но из-за бюрократической волокиты мне пришло покинуть правительство Аляски. И тогда администрация Обамы предложила мне работу в Комиссии по исследованию Арктики.

РЗ: И каковы ваши цели на ближайшее время как уполномоченного Комиссии?

Я хочу организовать комплексный научный подход к исследованию Арктики, помочь коренным народам, хочу увидеть договор по Арктике. И все это в ближайшие три года.

Инициативы Дэвида Бентона были утверждены Конгрессом США – это закон Магнусона-Стивенсона об управлении и сохранении рыбных ресурсов, закон о защите морских млекопитающих, а также закон о рыболовстве 1998 года. Бентон был назначен Клинтоном уполномоченным представителем Американско-канадской комиссии, которая разрешила десятилетний конфликт по ловле лососевых. Девять лет он он участвовал в работе Северо-Тихоокеанского совета по управлению рыболовством, три года возглавлял этот Совет. Бентон является учредителем Национального фонда, который спонсирует рыбохозяйственную науку и инфраструктурные проекты в северной части Британской Колумбии и Аляски. Бентон также входил в состав Северо-Тихоокеанского научно-исследовательского совета, на момент ее создания в 2001-2003 гг. стал его председателем. С 2004 по 2010 гг. Бентон являлся директором Совета по охране морской среды.

Фото: Ирина Казариди
Все новости