«Росатом» может стать федеральным оператором по обращению с опасными отходами

11 мая 2018

Минприроды России предложило сделать госкорпорацию «Росатом» федеральным оператором по обращению с опасными отходами, сообщает пресс-служба министрества. Соответствующие поправки преложено внести в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

В рамках законопроекта предлагается создать федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, уполномоченного на организацию и осуществление деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, в том числе по их размещению, а также установление правового статуса указанного оператора; утвердить уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядок обращения с отходами I и II классов опасности; разработать и утвердить федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, включающую сведения о хозяйствующих субъектах, имеющих соответствующие лицензии, а также об объектах обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

Предполагается, что промышленные предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, должны обезвреживать такие отходы самостоятельно, либо заключать соответствующие договоры с федеральным оператором. Для определения стоимости услуг федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности предлагается применить к нему тарифное регулирование.

Подготовленные Минприроды России изменения необходимы, чтобы создать систему управления опасными отходами (в том числе токсичными и ядовитыми) по аналогии с радиоактивными, утилизацию которых обеспечивает корпорация, отмечается в сообщении. Как поясняется в сообщении, на сегодняшний день «Росатом» обладает необходимыми технологиями и опытом обращения с радиоактивными отходами, и этот опыт можно экстраполировать на всю систему обращения с опасными отходами.

«Такое решение принято с учетом успешного опыта «Росатома» в реализации государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличия современных технологий комплексного обращения с особо опасными отходами при развитой управленческой и производственной инфраструктуре», - пояснил заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Павел Мальчиков.

Как уточнили в пресс-службе, в настоящее время деятельность по утилизации опасных отходов (I и II классов опасности) не имеет отдельного регулирования. Существующая система учета опасных отходов основана на данных, который предоставляют предприя в рамках статистической отчетности. Объективной информацией об объеме и виде отходов, поступающих на полигон, располагают только их владельцы. При этом, как особо отмечается в пресс-релизе, полигонное захоронение остаётся непрозрачным видом деятельности, владельцы зачастую уходят от ответственности по рекультивации полигонов. Фактически для опасных отходов действует коммерческая система их утилизации. В стране не хватает мощностей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I, II классов опасности. Это ведет к тому, что опасные отходы часто хранятся на полигонах ТБО нелегально.

«Пока нет гарантированного объема отходов, бизнес не будет заинтересован в инвестициях. В рамках же новой системы создается федеральная схема по обращению с опасными отходами, предусматривающая планирование объемов переработки на основе учёта реального объёма и географии их образования», - полагает Павел Мальчиков.

Предлагаемый Минприроды России законопроект предполагает развитие государственно-частного партнёрства в данной сфере, предусматривая тарифное регулирование деятельности в целях обеспечения возврата инвестиций в строительство объектов по переработке опасных отходов. При этом система не предполагает монополизации отрасли - частные предприятия будут работать, как и ранее, но при этом будут отчитываться перед федеральным оператором.
Все новости