В строительство «Белкомура» инвестируют китайцы

26 мая 2017

В Совете Федерации РФ прошло заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике. Участники заседания обсудили проблемы реализации проекта «Белкомур» — новой железнодорожной магистрали, которая должна напрямую соединить регионы Сибири и Урала со стратегическими предприятиями Северо-Западного федерального округа РФ.

Строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» — один из масштабных инфраструктурных проектов в современной России, сориентированный на обеспечение социально-экономического развития всего Европейского Севера России, Урала, Арктической зоны Российской Федерации. В зоне влияния магистрали находятся 9 регионов России с населением около 20 млн человек. Магистраль сократит «железнодорожное плечо», связывающее предприятия Урала и Сибири с портами Западного сектора Арктики, на 800 километров, а себестоимость перевозок поможет снизить наполовину. «Белкомур» создаст условия для реализации 40 крупных инвестиционных проектов в Архангельской и Мурманской областях, Пермском крае и Республике Коми, решит проблемы вывоза продукции уникального Соликамско-Березниковского узла, создаст 45 тысяч новых рабочих мест. Синхронизация «Белкомура» с другими инфраструктурными проектами развития Арктики, в том числе с проектом Северного широтного хода, строительством глубоководного порта Архангельска и порта Сабетта на Ямале, развитием Мурманского транспортного узла, стимулирует развитие Арктической зоны и совершенствование железнодорожной сети как основы Северного морского пути.
Предполагается, что реализация проекта начнется уже в 2018 году. Генеральным инвестором проекта является китайская компания Poly International Holdings Co., Ltd, являющаяся частью China Poly Group Corporation — одной из крупнейших китайских государственных корпораций, входящей в топ-500 крупнейших компаний мира.



Предвосхищая вопросы присутствующих, касающиеся стратегической безопасности страны в ситуации, при которой китайская компания получает на 30 лет концессию на эксплуатацию магистрали, председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров отметил: «Я думаю, что вопрос имеет место быть. Конечно, люди начинают бояться. Но я хочу вам напомнить один хороший исторический пример. Вы знаете, что железнодорожный путь от Москвы до Владивостока не всегда проходил так, как сейчас. Сейчас железнодорожный путь от Читы идет вдоль государственной границы. Это всем известный Транссиб. А раньше от Читы путь уходил напрямую на Владивосток. Это не менее известная КВЖД — Китайско-Восточная железная дорога. Это была российская железная дорога, основанная на принципах концессии».



Журнал «Редкие земли» задал несколько вопросов первому заместителю Губернатора Архангельской области — председателю Правительства Архангельской области Алексею Алсуфьеву.

Два важнейших для региона стратегических проекта — строительство магистрали «Белкомур» и Архангельского глубоководного порта — будут реализовываться китайской компанией. Рассматривались ли варианты реализации этих проектов силами российских компаний, и почему эти варианты не прошли?

Во-первых, реализация проекта будет осуществляться консорциумом российских и китайских компаний. В частности, ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» обладает рядом активов и является полноправным участником консорциума. Что касается потенциальных российских инвесторов, мы с каждым предприятием-грузовладельцем и грузоотправителем разговор такой ведем. Есть вероятность, что российские частные инвесторы рассмотрят возможность вложиться в проект на участке от Соликамска до Сыктывкара. Если в проект войдут российские инвесторы, конечно, этот вариант станет приоритетным. И все что касается той тонкой грани между участием и экспансией со стороны китайского бизнеса, будет тщательно рассмотрено. К сожалению, пока, на этом этапе проработки проекта, от российских инвесторов каких-либо уверенных заявлений не поступило. Если таковые появятся, естественно эти варианты будет рассматривать в первую очередь.

Относительно китайцев, хочу сказать, что на сегодняшний день китайские компании являются очень добросовестными инвесторами, в их действиях нет никакой геополитической подоплеки. У них наработаны прекрасные технологии в области строительства дорог, инжиниринг у них на высочайшем уровне. Свои инвестиционные услуги предложил крупнейший китайский холдинг. Это очень серьезные инвесторы, работающие в разных отраслях во многих странах мира. Они уже успешно работают и в России в различных других проектах — инженерно-строительных, автомобильных, дорожно-строительных. Это дает основание полагать, что и с этими проектами, вложив в них инвестиции, они справятся успешно и в интересах обеих стран.

Предлагались ли потенциальным российским инвесторам какие-то преференции, в том числе на законодательном уровне?

Дело в том, что за 20 лет своего существования этот проект уже прошел несколько кругов обсуждения. Текущая экономическая ситуация диктует свои условия. Мы говорили о том, что нужно в законодательном порядке создать интерес для наших российских инвесторов. Закон о концессионных соглашения (155-й федеральный закон) сейчас достаточно хорошо проработан с точки зрения защиты интересов частных инвестиций. Но такие масштабные проекты как строительство «Белкомура» и Архангельского глубоководного порта, конечно, должны иметь политическую поддержку в масштабах страны. Тогда приложится и все остальное — инвестиционные тарифы, налоговые послабления. Но главное, нужна уверенность, что этот проект нужен для страны.
А то, что дорога нужна, — это объективная реальность. То, что нашелся инвестор, — это большой успех. Если мы сможем так структурировать проект, чтобы были учтены и интересы китайского инвестора, и интересы грузовладельцев, будет реализован первый опыт подобного сотрудничества в рамках инфраструктурного проекта.

Связан ли интерес китайской стороны к этим двум проектам с планами перевозки китайских грузов по Севморпути?

Сегодня Северный морской путь представляет собой международную транспортную артерию. Интерес к нему проявляют и Китай, и Корея, и ряд других стран. Любая дорога имеет своей целью перевозку грузов, но серьезной геополитики я здесь, честно говоря, не вижу.
Все новости