В Томске создан создали прибор для поиска дефектов в обшивке самолетов

2 марта 2017

Томские ученые создали прототип компактного прибора для быстрого поиска дефектов в обшивке новейших самолетов, сообщает ТАСС со ссылкой на Михаила Буркова, директора центра ресурсных испытаний, созданного на базе Томского политехнического университета (ТПУ) и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ СО РАН).

Как поясняется в сообщении, сейчас для поиска дефектов в авиационных деталях, сделанных из углепластика, используются ультразвуковые приборы. В основе томского прибора лежит другой метод, позволяющий быстро проверить большие участки: прибор представляет собой камеру-фотоаппарат со специальной оптикой и лазером.

«Мы освещаем объект лазерным лучом и снимаем камерой поверхность. Так мы можем зафиксировать определенные деформации, которые могут свидетельствовать о наличии дефекта. Если мы хотим охарактеризовать дефект, берем точный прибор и контролируем им. А сейчас все сводится к тому, что мы с точным прибором лазим по всему крылу, и на это уходит много времени.Современные самолеты в основном металлические, но у Airbus и Boeing есть по одной модели самолетов, обшивка которых сделана из других материалов - углепластика. Они намного легче и эффективнее, но в ходе эксплуатации образуются дефекты и повреждения, их нужно находить. Наш прибор позволяет ускорить контроль», - пояснил Бурков, слова которого приводятся в сообщении.

По словам ученого, существующие аналоги гораздо дороже томской разработки. Сейчас разработчики ищут инвестора для создания промышленного образца оборудования и дальнейшей коммерциализации разработки. Как полагает ученый, томский прибор будет востребован: в России создается перспективная модель «Иркут МС-21», в обшивке крыла которого будет использоваться углепластик. 

Ранее прототип автоматизированной системы неразрушающего контроля углепластиковых авиадеталей создали ученые НИТУ «МИСиС»: прибор, получивший название "лазерно-ультразвуковой структуроскоп" использует лазер для создания зондирующих импульсов, а для регистрации эхо-сигналов — сверхширокополосные пьезоприемники.
Все новости