Онкология: пределы возможного

7 февраля 2017

Фото: Редкие земли


Когда в России появятся собственные качественные противоопухолевые препараты, найдутся ли деньги для финансирования онкологических центров, как организовать скрининговые исследования для выявления рака на ранних стадиях – все эти вопросы обсудили на Х Форуме «Движение против рака» в Москве.



Даже в 21 веке большая часть задач, стоящих перед онкологией не имеют решения. Две трети проблем, связанных с профилактикой и выявлением причин онкологических заболеваний не ясны окончательно. Неизвестны механизмы возникновения отдельных видов опухолей. Конечно, медицинские исследовательские центры проводят свои узкоспециальные исследования. Но ни один врач или ученый из собравшихся в зале пресс-центра МИА «Россия Сегодня» — а там без преувеличения собрались светила онкомедицины — не смог вспомнить ни одного глобального научного исследования, связавшего онкологию и экологию. Хотя почти все уверены, что возникновение опухолей зависит, в том числе, и от состояния окружающей среды. Например, огромная проблема сегодня – рост количества отходов. Крупные города обрастают свалками и полигонами для бытовых отходов, а какой-либо внятной программы утилизации не существует. А есть еще и промышленные отходы, которых на территории России накопилось более 9 миллиардов тонн. Но говорят, непонятно даже, кто должен вести такие исследования… О пределах возможного и шла речь на Х Форуме «Движение против рака».

Каждый год в России регистрируется полмиллиона новых онкобольных. Каждый пятый из них умирает в течение года, после постановки диагноза. По мнению специалистов, собравшихся на форуме, ранняя диагностика — одна из ключевых проблем, без решения которой невозможно говорить о системной борьбе с этим заболеванием.
Рак, выявленный на ранних стадиях, поддается лечению — об этом говорит опыт стран, где с ранней диагностикой дела обстоят лучше, чем у нас. К примеру в США заболеваемость онкологией вдвое выше, чем в России, а показатель смертности от рака — вдвое ниже. Это связано с тем, что большее количество случаев выявляют на ранних стадиях, а терапию проводят своевременно, в полном объеме и при помощи современных препаратов — считают собравшиеся на форуме специалисты. Онкология в целом требует системного подхода, убежден Михаил Давыдов, директор ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина» Минздрава России — крупнейшей в России онкологической клиники.
«Это гигантская наукоемкая многопрофильная дисциплина, которая требует своего уровня организации, своего алгоритма и порядка принятия решений. Она должна рассматриваться отдельно, а не в купе с остальными заболеваниями. В Европе создано Агентство по изучению рака. Есть международные институты, изучающие эту проблему. А в нашей стране, — у меня сложилось такое впечатление, — до сих пор нет понимания, что такое онкология» — рассказал Михаил Давыдов журналистам, собравшимся на пресс-конференцию в МИА «Россия Сегодня».
Впрочем, подобное «непонимание» — не чисто российская черта. На всем постсоветском пространстве, государственные программы по борьбе с раковыми заболеваниями есть только у Белоруссии и Казахстана. В России на сегодняшний день отдельной программы противодействия онкологическим заболеваниям нет. Борьба с раком до недавнего времени финансировалась в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» — всего с 2009 по 2014 годы из госбюджета на эти цели было выделено 28,5 млрд рублей, еще на 10,5 млрд раскошелились субъекты Российской Федерации. Об этом собравшимся рассказал Михаил Крамаров, начальник Отдела реализации специальных программ Департамента организации медицинской помощи Минздрава РФ. По его словам, качество оказываемой онкобольным помощи возросло, если говорить о специализированных федеральных центрах, если же спуститься на уровень ниже — к городским и районным больницам, — проблемы есть, и в Минздраве это прекрасно понимают. «Мы рассчитываем на то, что разработка Национального плана по борьбе с онкологическими заболеваниями, которую мы ведем совместно с Ассоциацией онкологов России, будет завершена в течение этого года. А после того, как этот план начнет выполняться, большинство проблем будут либо сняты совсем, либо текущее состояние дел значительно улучшится» — заявил представитель Минздрава.
В 2015 году (статистику за 2016-й посчитают только к маю) самым неблагополучным, с точки зрения смертности от рака, регионом России стал Севастополь, правда пока это можно списать на огрехи украинской системы здравоохранения. Кроме него в пятерку худших вошли Тульская область, Санкт-Петербург, Курганская и Орловская области.
Наименьшие показатели смертности от онкозаболеваний в Ингушетии, за ней идет Дагестан, Чечня, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Однако такой набор лидеров заставляет задуматься скорее о проблемах с диагностикой, чем о серьезных успехах на ниве борьбы с онкологическими заболеваниями.
Тому, что творится на низовом уровне здравоохранения, было посвящено выступление Алексея Беляева, директора ФГБУ НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, президента Ассоциации онкологов Северо-Запада. «Надо понимать, что онкология в федеральных центрах и онкология в регионах – это совершенно разные вещи. Там совсем другие проблемы, там пациенты месяцами ждут очереди на обследование и госпитализацию, есть проблемы в получении радиологической помощи в комбинации с другими
видами лечения…» Как главный внештатный онколог СЗФО Алексей Беляев  объехал весь северо-запад страны – от Карелии до Калининграда, и повсюду сталкивался с одинаковыми проблемами: нехваткой онкологов первичного звена и невысоким уровнем квалификации районных врачей. Но есть и еще одна проблема, – считает Алексей Беляев, – решение которой позволит хотя бы оценить масштабы онкологической катастрофы: «Если мы хотим сдвинуть показатели смертности, мы должны изменить соотношение ранних и запущенных форм рака, а для этого серьезнейшее внимание надо обратить на вторичную профилактику – диспансеризации, раннюю диагностику онкозаболеваний и скрининг». Скрининг – это исследование отдельных групп населения, входящих в группы риска для различных раковых заболеваний. Если диспансеризацию можно сравнить с ловлей рыбы крупной сеткой, то скрининг – это сеть с мелкими ячейками.
В России уже есть положительные примеры проведения скрининговых исследований. Например в Татарстане несколько лет действовала программа по скринингу рака молочной железы, которая показала высокую эффективность: многие случаи были выявлены на ранних стадиях, и жизни пациенток были спасены.
Однако для организации скрининговых программ необходимы средства, и это — едва ли не главный вопрос современной отечественной онкологии. На финансирование жаловались все – начиная с тех самых федеральных центров, где делают уникальные операции, спасая практически безнадежных больных. Например знаменитый РОНЦ имени Н.Н. Блохина, больше известный как московский онкоцентр на Каширке, получает лишь третью часть от необходимого финансирования.
Среднестатистические затраты ФОМС на одного онкопациента составляют около 750 тысяч рублей. При этом нередки случаи, когда на лечение больного онкоцентры получают по 100 тысяч рублей, а тратят по полтора миллиона, и при этом средства на лечение они вынуждены искать самостоятельно. По подсчетам общественных организаций, занимающихся борьбой с онкозаболеваниями, 3–4 % всех средств в российской онкологии — личные деньги пациентов, но каждую третью упаковку лекарств от рака пациенты покупают за свой счет…
На лекарствах собравшиеся остановились особо, ведь обеспечение пациентов современными и доступными противоопухолевыми препаратами — головная боль российской онкологии. «Импортозамещение в полном объеме невозможно, а российская фармакология только встает на ноги, без импортных лекарств не обойтись» — таков был практически единодушный вердикт собравшихся, и все снова свелось к нехватке финансирования.
Обычно Форум «Движение против рака» заканчивался принятием итогового документа, в котором специалисты, собравшиеся в Москве, высказывали свои рекомендации – на что обратить внимание что сделать и как изменить существующую практику в лучшую сторону. Юбилейный, десятый по счету, Форум обойдется без итогового документа, — заявил Николай Дронов, Председатель исполнительного комитета «Движение против рака». «Все рекомендации, высказанные в прошлом году, актуальны и сегодня» — подчеркнул он.



P.S. Каждый год в России рак уносит 300 000 жизней. Просто представьте себе, что каждый год с карты России исчезает город размером с Новороссийск, Тамбов или Петрозаводск...
Все новости