ГЛОНАСС укажет путь подводным роботам

8 декабря 2016

Санкт-петербургский концерн «Океанприбор» разработал систему подводной навигации и связи «Позиционер», с помощью которой российские подводные роботы, работающие на глубине в несколько километров под толщей арктического льда, смогут с точностью до миллиметров определять собственное местоположение и обмениваться информацией с воздушными, надводными и наземными пунктами управления в режиме реального времени. Системы  будет развернута на дне российского арктического шельфа в ближайшее время, сообщает газета «Известия».

Система состоит из автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), гидроакустических буев с аппаратурой спутниковой связи «Гонец-Д1М» и навигации ГЛОНАСС. Предполагается, что подводные  роботы будут патрулировать районы на глубине до 8 километров и ориентироваться по находящимся на дне гидроакустическим буям-маякам. В буи будут заложены сверхточные координаты, получив которые, беспилотник уточняет свое местоположение и продолжает движение. Также буи будут служить для передачи информации на поверхность. Предполагается использовать несколько типов буев: подводные, плавающие и даже вмораживаемые в лед. «Аппаратная часть буя состоит из радио- и гидроакустической частей с общей системой электропитания, помещенных в корпус из пластмассы. В то же время в состав радио- и гидроакустического оборудования входят ультракоротковолновая радиостанция, приемник ГЛОНАСС, комплект системы спутниковой связи «Гонец-Д1М» и аппаратура подводной связи с роботами. В дрейфующем варианте аппаратная часть буя помещается в защитный корпус с поплавками, в которых находятся дополнительные элементы питания. А вот вмораживаемый буй комплектуется специальным высокопрочным термоконтейнером с высокой тепловой изоляцией», - отмечается в сообщении. 

Система сможет функционировать в трех режимах, основанной на режимах работы буя. При первом аппарат получает информацию по спутниковым каналам связи, запоминает и по требованию робота передает ее. Второй режим, получивший название «диалог», предполагает обмен данными: буй связывает по радиоканалу УКВ-диапазона в режиме реального времени береговые, воздушные, морские центры управления с подводными роботами. Это позволит не только знать, где находится робот и какие задачи он решает, но и непрерывно управлять им. В третьем режиме робот будет действовать автономно, и его задачей будет лишь сверять свои координаты с буями, корректируя курс. В экстренном случае беспилотник может подать сигнал SOS, сообщив о прекращении глубоководной миссии.

«Система полностью готова к развертыванию. Первым районом развертывания станет дно вблизи газодобывающей морской платформы «Приразломная». На базе наших средств планируется создание глобальной информационной сетецентрической системы подводного мониторинга и обслуживания районов нефтедобычи. Одну из них для Арктики концерн планирует выполнить в рамках опытно-конструкторской работы «Информативность» по заказу Минпромторга»,  — цитируются в сообщении слова официального представителя концерна «Океанприбор» Павла Мартышкина.
Все новости