Прощание с академиком Лавёровым

29 ноября 2016

Фото: Редкие земли

В редакцию журнала «Редкие земли» продолжают поступать звонки и письма со словами скорби от друзей и коллег Николая Павловича Лавёрова.

Сергей Донской, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
«Мы разделяем глубокую скорбь научной общественности в связи с кончиной академика РАН Николая Павловича Лавёрова и выражаем искренние соболезнования его родным и близким.
Мы знали и ценили его как выдающегося российского ученого, признанного в стране и мире специалиста в области геологии и технологии освоения месторождений полезных ископаемых, металлогении, радиологии и радиогеоэкологии, крупного научного и общественного деятеля.
Редкий талант ученого и организатора академика Лавёрова, его замечательные человеческие качества, широкая эрудиция, умение выбрать главные направления исследований позволяли ему успешно вести многогранную научную деятельность, находить сподвижников среди специалистов различных отраслей знания и объединять их для решения важнейших проблем в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы страны.
Плодотворный труд академика Лавёрова отмечен многочисленными государственными наградами и почетными званиями. Светлая память о Николае Павловиче Лавёрове сохранится надолго, а дело развития отечественной науки будет продолжено его учениками и последователями».

Эрик Галимов, академик РАН:
«Николай Павлович Лаверов в течение многих лет был безусловным лидером отечественной геологической науки. В исследовании процессов рудообразования, морской геологии, изучении земли из космоса, геологии нефти и газа, радиоэкологии, глобальной тектонике — в разных областях он был глубоким профессионалом, оставившем выдающиеся научные труды. Объем его знаний поражал. Он был личностью государственного масштаба. Возглавлял большие коллективы. Занимал высокие государственные посты. При этом он был очень доступным человеком, готовым к общению. Наука и страна потеряли большого человека».

Радий Илькаев, академик РАН, научный руководитель РФЯЦ-ФНИИЭФ:
«Когда атомная отрасль в стране только создавалась, нам были нужны абсолютно новые материалы, в том числе и делящиеся. И конечно, команда, которая занималась поиском и разработкой урановых руд сыграла совершенно выдающуюся роль. Среди них   выделялся Николай Павлович Лавёров. Это был замечательный человек, настоящий патриот своей страны, который мгновенно откликался на проблемы.
Он бывал у нас в Саровском ядерном центре, мы много беседовали, обсуждали проблемы… Это было в самые тяжелые для науки и нашей отрасли годы — в начале 1990-х, и надо отметить, что он очень много сделал, чтобы сохранить и отрасль, и науку, и ядерные технологии.
Николай Павлович был неисправимым оптимистом, в котором чувствовалась наша отечественная закалка, мощь человека, привыкшего преодолевать трудности, добиваться поставленных целей. Он умел бороться за свои идеи, отстаивать собственную точку зрения. Он был отличным примером для всех, кто с ним вместе работал. Настоящий ученый, геолог с мировым именем. У него всегда были очень хорошие отношения с Росатомом. Он до последнего дня был председателем научно-технического совета Росатома. Николай Павлович всегда был всегда на виду, один из самых уважаемых академиков. Мы глубоко сожалеем, что такой замечательный человек ушел из жизни. Это большая потеря и для Росатома, и для российской науки в целом».

Валерий Ларин, доктор технических наук:
«Я, наверное, не покривлю душой, если скажу, что все бывшие сотрудники предприятия «Почтовый ящик №6», а впоследствии — «В-8948» Ленинабадского горно-химического комбината, тяжело восприняли трагическое известие о том, что Николай Павлович Лавёров ушел из жизни. Долгое время Николай Павлович был связан непосредственно с нашим комбинатом, с его работниками. На заре своей юности — инженерной юности, геологической юности, — он начинал работу у нас, в Табошарской геологической партии на севере Таджикистана. Вся деятельность этого выдающегося, блестящего ученого и настоящего человека была связана со становлением и развитием урановой отрасли в России. Поэтому я считаю своим долгом от лица работников комбината выразить искренние соболезнования в связи с трагической кончиной Николая Павловича. Думаю, что специалисты всегда будут помнить и его, и тот неоценимый вклад, который академик Лавёров внес в развитие урановой отрасли».

Леонид Рихванов, доктор геолого-минералогических наук, Заслуженный профессор ТПУ:
«Россия потеряла выдающегося организатора науки и ученого мирового уровня! Академик Лавёров внес огромный вклад в развитие и становление урановорудной промышленности, а после 1986 года он стал лидером радиоэкологической науки, возглавлял коллектив, работающий в Чернобыле, Челябинске-65 и других районах. Он был признанным лидером российских геологов-уранщиков, и его мнение всегда высоко ценилось на самых различных уровнях. Вспомним хотя бы перенос трассы газопровода на максимальное удаление от береговой линии озера Байкал. Нам, политехникам будет не хватать доброго советника и наставника. В знак признания заслуг Н.П. Лавёрова в деле подготовки геологов-уранщиков, принято решение разместить его портрет галерее почета Международного инновационного научно-образовательного центра «Урановая геология» Национального исследовательского Томского политехнического университета. Светлая память!"

Генрих Штейнберг, академик РАЕН, директор Института вулканологии и геодинамики РАЕН:
"Сегодня, вернувшись в Москву, узнал о кончине Николая Павловича...Он был выдающимся ученым, а главное, замечательным человеком. Внимательно следил за нашими работами на первом в мире месторождении рения, открытом на Курилах. Всегда помогал и поддерживал. Находил время для беседы и совета. Его уход — большая потеря для Академии и для всех российских геологов... Весной мы договорились встретиться после полевого сезона — он внимательно следил за нашей работой по добыче концентрата рения из вулканического газа...Не довелось... Я всегда буду помнить о нем".

Азимжон Холиков, начальник главного геологического управления Госкомгеологии Республики Узбекистан

«Примите от имени геологов Республики Узбекистан соболезнование в связи с уходом выдающегося ученого и одного из инициаторов создания журнала «Редкие земли».

Прощание с Николаем Павловичем Лавёровым (гражданская панихида) состоялось в среду 30 ноября в 10-00 утра в Траурном зале РАН по адресу Москва, Ленинский проспект, д. 32а.