В Томске разрабатывают систему безопасного хранения водородного топлива

17 октября 2016

Фото: haymarketrebel
В Томском политехническом университете (ТПУ) занимаются созданием безопасной системы хранения водородного топлива, сообщает пресс-служба ТГУ


«Современная экологическая обстановка ставит перед учеными задачу разработки новых видов топлива. Одним из таких экологичных источников энергии является водород: при его использовании мы получаем только энергию и чистую воду, без вредных выбросов в атмосферу. Однако существует проблема хранения водорода: современные системы требуют хранения при очень высоком давлении, порядка 150 атмосфер и пониженной температуре, что усложняет их конструкцию. А поскольку водород хорошо горит, то из-за большого давления система становится взрывоопасной»,  — цитируются в сообщении слова автора разработки, магистранта кафедры технической физики ТПУ Евгения Борецкого.
 
В этой системе водород «упаковывается» в углеродные таблетки, благодаря чему исключается риск его самопроизвольного взрыва. Технический углерод в соединении со стеаратом прессуется в таблетки, после чего таблетки подвергаются обжигу и затвердевают. Авторы также разработали топливную систему, которая будет использовать эти таблетки. Предполагается, что в такую  систему под высоким давлением подается водород, который проникает в пористую структуру таблеток и соединяется с углеродом.


Структура углеродной таблетки под микроскопом. Фото предоставлено авторами исследования.

Как полагают авторы, такая установка в автомобилях и беспилотных летательных аппаратах. По словам автора, автомобили, использующие водородное топливо, уже существуют в мире, однако стоимость их топливной системы очень высока. Система, предложенная учеными ТПУ, окажется дешевле в использовании.

«Сейчас зарубежные ученые для создания таких систем используют нанотрубки и большие углеродные шары, называемые фуллеренами. Они в несколько раз дороже, чем то, что предлагаем мы. Мы используем технический углерод (Carbon black), смешанный со стеаратом никеля и стеаратом натрия, которые позволяют более эффективно накапливать водород. Такого решения пока не предлагал никто», — приводятся в тексте пояснения разработчика.

Как объясняет автор, автомобили, использующие эту систему, будут работать также, как и бензиновые, только их топливный бак необходимо будет наполнять водородом на специальных заправках. При этом энергоемкость водорода выше по сравнению с бензином: литр водорода заменяет три литра бензина. По стандартам Международного энергетического агентства цикл перезарядки такой системы будет более 500 раз.

Прототип системы углеродного топлива будет готов в 2017 году, отмечается в сообщении. После создания прототипа разработчик презентует его производителям, причем, по утверждению пресс-службы,ряд инвесторов уже заинтересовались разработкой.
Все новости