Выяснены факторы, влияющие на образование глубоководных редкоземельных месторождений

29 августа 2016

Фото: CMSGT Don Sutherland
Группа ученых из Токийского университета выявила факторы, влияющие на образование глубоководных океанических отложений, богатых редкоземельными металлами: это вода из горячих подводных источников, медленное осаждение металлов из морской воды и достаточное количество фосфата кальция. Отчет об исследовании опубликован в журнале Nature, также о нем рассказывается на сайте университета.

В 2011 году исследовательская группа из Университета Токио под руководством профессора Ясухиро Като  обнаружила широкое распространение придонной глины с высокой концентрацией редкоземельных элементов возле острова Минамитори (Minami-Torishima). Японских исследователей особенно привлек тот факт, что находка оказалась на территории японской экономической зоны. Как отметили ученые, то, что залежи находятся на глубине 5 800 метров, не является поводом для отказа от дальнейшей разведки и добычи, и продолжили исследования. Но до сегодняшнего момента не были понятны факторы, способствующие образованию глубоководных запасов глины и придонного ила, богатого редкоземельными элементами.

Исследовательская группа под руководством доцента Казутака Ясукава (Kazutaka Yasukawa) и профессора Ясухиро Като (Yasuhiro Kato) из Высшей инженерной школы при Университете Токио собрала и данные о химическом составе 3968 образцов глубоководных донных отложений из 101 мест Тихого и Индийского океанов. Данные были обработаны с помощью метода математической статистики. В итоге ученые выявили три фактора, влияющие на образование донных отложений, богатых редкоземельными металлами: выплески воды из горячих подводных источников, малая скорость осаждения металлов из морской воды а также наличие фосфата кальция из биологических источников, таких, как зубы и кости морских позвоночных. Как полагают ученые, ключевым фактором, лежащим в основе образования донных отложений, богатых РЗМ, является наличие среды с низкой скоростью оседания - менее 0,5 метра за один миллион лет.

Данное исследование впервые визуально показало вариации влияния геохимических компонентов за последние 65 миллионов лет. Оказалось, что образования на дне Тихого океана возникло благодаря перемещению Австралии и изменению ее климата: смещение континента и то что, что его климат стал засушливым, дповлекло за собой изменения в составе и перемещении пыли, переносимой ветром в сторону Тихого океана. Это открытие указывает на важное связующее звено между образованием глубоководных полезных ископаемых и изменением окружающей среды и дрейфом континентов в геологическом масштабе.

Как полагают ученые, их открытие имеет важное прикладное значение: зная факторы, влияющие на образование редкоземельных месторождений в океане, можно значительно сузить поиски мест, потенциально богатых редкоземельными и металлами.

Россия, как и многие другие страны, принимает участие в освоении минеральных ресурсов Мирового океана. В частности, в марте 2015 года Россия получила эксклюзивное право на разведку кобальтоносных железомарганцевых корок в районе Магеллановых гор в средней части Восточно-Марианской котловины, о чем был подписан подписан соответствующий контракт на 15 лет с Международным органом по морскому дну (МОМД) при ООН.