Сибирские ученые предложили использовать скандий для повышения прочности сварных швов
16 марта 2016
Фото: Michael Coppola
Традиционно элементы авиационных конструкций скрепляются заклепками — такой метод соединения элементов на сегодняшний день считается самым надежным. Но у этой технологии есть два недостатка: во-первых, это достаточно длительный процесс, а во-вторых, клепка увеличивает вес конструкции. Метод сварки лишен этих недостатков, но прочность сварного шва должна не уступать прочности металла самих деталей.
Технология, предлагаемая Маликовым включает в себя две составляющие: во-первых, использования скандия, и во-вторых — метод лазерной сварки. Скандий давно применяется для улучшения свойств авиационных сплавов, но ученый предложил использовать его и для повышения надежности сварных швов.
«Одна из идей, которую я предложил — добавить скандий. Он известен давно, применяется при изготовлении алюминиевых сплавов и повышает их надежность. Правда, этот элемент очень дорогой: если вы хотите получить лист такого металла, вам нужно 0,2 процента Sc, и стоимость готового материала увеличивается в несколько раз. Собственно, я подумал: мы нанесем скандий только на место будущего сварного шва, попробуем пройтись лазером, посмотреть изменение структуры и узнать, повышается ли прочность», — цитируются в сообщении слова Александра Маликова.
Как объясняет ученый, очень важно отработать методику нанесения добавки, а также энергетические режимы лазера, такие, как мощность, скорость и положение фокуса. Фокусировка создает так называемую ванну расплава, в которой скандий равномерно распределяется на всю толщину листа. Но при этом необходимо точно рассчитать количество скандия, нужного для объема сварочной ванны, потому что при избытке элемента соединение становится хрупким, а не пластичным. Предполагается, что оптимальный объем скандия ученые будут подбирать экспериментально. В дальнейшем шов будет проходить различные виды обработки, которые применяются на авиазаводах,и проверку крепости на разрыв.
«В нашем институте есть проект по титановым сплавам — показано, что для них применение определенных наночастиц позволяет увеличить прочность сварного участка, причем, ее показатели получаются выше, чем у основного материала. Опираясь на тот опыт, мы хотим получить нечто похожее и на алюминиевых сплавах», — поясняет Александр Маликов.
Исследовательские работы ведутся при поддержке гранта Президента Российской Федерации. После того, как технология будет отработана, полученные сварные соединения отправятся на аттестацию во Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ), который дает сертификацию и дальше продвигает технологию в самолетостроение.
- 18 апреля 2024 РЕДМЕТ-2024
- 25 марта 2024 В мире будет расти глобальная конкуренция за обладание редкоземельным сырьем — Андрей Шевченко
- 21 марта 2024 Ассоциация РМ и РЗМ и Национальная ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ» заключили соглашение о сотрудничестве Новости 21 марта 2024
- 19 марта 2024 Руслан Димухамедов выступил на III отраслевой конференции «Редкие и редкоземельные металлы»
- 18 марта 2024 Журнал «Редкие земли» на заседании Горного совета Северо-Западного федерального округа
- 18 марта 2024 Горнорудный дивизион Росатома расширяет выпуск редкоземельной продукции. При участии СМЗ выплавлен первый слиток металлического тантала
- 15 марта 2024 Соликамск отметил день рождения магниевого завода
- 7 марта 2024 III Отраслевая конференция «Редкие и Редкоземельные металлы»
- 2 марта 2024 Владимир Путин поручил нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных материалов и другого сырья для экономики
- 16 февраля 2024 Замминистра ответил на вопросы журнала Редкие земли
- 15 февраля 2024 Андрей Андрианов о запуске в России производства постоянных редкоземельных магнитов
- 15 февраля 2024 Ключевые успехи российской промышленности представили на выставке-форуме «Россия»
- 13 февраля 2024 Дойти до конца цепочки
- 12 февраля 2024 Журнал «Редкие земли» на Торжественном вечере, посвящённом 300-летию Российской академии наук
- 7 февраля 2024 «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям», — Людвиг ван Бетховен.