Найден способ извлекать редкоземельные металлы из угля

4 февраля 2016

Фото: oatsy40
Группа ученых из Университета штата Пенсильвания и Департамента энергетики США разработала недорогой и эффективный способ извлечения редкоземельных элементов из угольных пластов и сопутствующих отложений с помощью ионной жидкости. Отчет об открытии опубликован в журнале Metallurgical and Materials Transactions E, популярно о нем рассказывает Australian Mining.

«Мы знали в течение многих десятилетий, что редкоземельные элементы находятся в угольных пластах и неподалеку в других минеральных жилах. Но извлекать их было дорого, и на это был относительно низкий спрос до недавнего времени. Сегодня мы нуждаемся ва редкоземельных элементах для производства и многого необходимого, и предметов роскоши, в том числе компьютеров, смартфонов, аккумуляторных батарей, электрических транспортных средств , магнитов и химических катализаторов. Мы бы хотели по-новому взглянуть на возможности извлечения РЗЭ из угля, потому что в США он есть в изобилии», - цитируются в сообщении слова Сарма Пизипатей (Pisupati), профессора энергетики Университета штата Пенсильвания.

Ученные провели опыты, используя уголь из Северного района Аппалачей на территории США. Частицы угля были промыты с использованием сульфата аммония, ионной жидкости и эвтектической смеси.

«По сути, редкоземельные элементы приклеиваются к поверхности молекул, а затем мы используем специальный раствор,чтобы отделить их. Мы экспериментировали со многими растворителями, чтобы найти одновременно экологически чистый и недорогой», - поясняет Сарма Пизипатей, почему выбор команды остановился на ионных жидкостях. Они содержат только ионы и являются растворителями, которые не токсичны, не горючи и не работают с образованием давления насыщенного пара — то есть практически безвредны для окружающей среды.

Как отмечают исследователи, наиболее эффективным оказался сульфат аммония. По мнению ученых, дальнейшие исследования позволят отработать наиболее выгодную технологию извлечения РЗЭ.

Идея извлекать редкоземельные металлы с помощью ионной жидкости не нова — ранее бельгийские ученые разработали технологию извлечения РЗЭ из отработанных флуоресцентных ламп и старых магнитов с помощью ионной жидкости.